Величковский Иван ИЗ КНИЖЕЧКИ «МЛЕКО, ЕД ОВЦІ ПАСТИРУ НАЛЕЖНОЄ, ИЛИ ТРУДЫ ПОЕТИЦЬКІЇ, ВО ЧЕСТЬ ПРЕБЛАГОСЛОВЕННОЙ ДЕВЫ МАРИИ СОСТАВЛЕННІЇ...»
Г
в
к
в
Аз млеком питала
Христа в літєх имела,
Чистаго младенца
А тварєм первенца*.
(Первые буквы означают цифры (1691). - Ред.)
ПРЕДМОВА ДО ЧИТЕЛЬНИКА
Считая я, иж многие народове, звлаща в науках обфітуючії, много имеют не только ораторских, но и поетицьких, странноватая а містерне, естественным их языком, от высоких разумов составленних трудолюбій, которими и сами ся радуют, и потомков своих довціпи острять, я, как истинный сын Малороссийской отчизны нашей, с великою скорбью на то сердцем, иж в нашей Малой России до сих время таковых ни от кого типом выданных не осматриваю трудов, с горливості моей ку милой отчизне, призвав бога и божию матку и [святых], замыслил-ем, илэ зможность подлого [довци] пу моего позволяла, нікоторії значнійшії штуки поетицькії русским языком выразить, не с какого языка на русский онії переводя, но собственным трудом моей ново на подобенство инородных составляючи, а нікоторії и целое руськии способы винайдуючи, которыи и другим языком ни ся могут выразить.
Найдовав-ем тоже в штучках иностранных многая оздобнії и містернії штучки, но не во славу божию, только на марнії сьогосвітнії шутки виданії, из которых я, только способ взяв, ложил-ем труд не ку котором, не дай бог, тщеславію, но щегульне ку славе бога славы и славной владычицы нашей богородицы и присно девы Марии а на украшение отчизны нашей и утешение малороссийским сыном ее, звлаща к чтению желающим и любомудрим.
Упевняю тоже ласкового [читаем] эля, иж єсли сии стихи мои скоро [о] йдет, не считая, что ся в кождом за штучка замикаєт, мало, или никакого не однесет пользы. Леч єсли над кождим стишком так ся много забавить, пока зрозумієт, что ся в нем за штучка замикаєт, вельце ся в них закохаєт. Гди же здесь каких-либо простых (которых и простаки составлять могуть) не маш віршов, только штучки поетицькії, которыи любо суть короткії, маленькії, но великую компонуючим их задают трудность и длинного, пока ся сложим, требуют времени. Суть из них нікоторії, как то рак литеральний и стих чворогранистий, которыи и за месяц ледво ся сложим. [Попытка]вьет, определенное ми то признаєт. А прето, пожалуйста [ный ч]ительнику, єсли из них хочешь отнести утешение, долго поймуй их, и єсли бы сия штучка которая сдала быть к поймовання претрудною, слушная вещь, одного и второго призвав, спольне ся домишляти. Гди же все все можем, а дин всего знать не может, кроме всемогущаго бога, который как дал мни охочо попрацьовати, так и любви твоей да подаст охочо читать и поймовати. В недостойных молитвах моих горячо о трое его всемогущую помощь умоляю.
Любви твоей всех благ желатель и бого[молець]
Иоанн В[еличков]ский, недостоин с пресвітеров
ЭХО
ест стихотворение, в котором, якобы нікоє эхо, то ест одзов, до каждого стихал конца две силяби, с делах, в удовлетворении необходимым же букв уформованії, одзиваються
- Что плачеши, Адам? Земнаго ли края?
- Рая.
- Почему в онь не внійдени? Боїш ли ся браны?
- Раны.
- Не можеши ли внійти внутр его побідно?
- Бедно.
- Илы возбранен тебе вход ест херувимы?
- Имы.
- Одкуду диет те ся сицевая досада?
- 3 сада.
- Кто те в саду снідь смертную подаде от древа?
- Ева.
- Кто же Еву в том прельсти? Змей ли вертоградський?
- Адский.
- То сієши слезами не без вины поле?
- Оле!
- Одселі вся будеши со трудом стяжати?
- Жать.
- Одселі тебя, чая, смерть возьмет ко гробу?
- Обу.
- То смерти уже находящимся во веки предані?
- Ани.
- Одкуду же жизнь паки начнете взимати?
- Иметь.
- Мать, чая, одродить вас, [смерть] Христова?
- [О]ва.
Плодом ли пречистия матери ожисте?
- Істе.
- В бы и нас спасл тот плод дівия утробы!
- В бы.
РАК ЛИТЕРАЛЬНИЙ
ест стихотворение, которого буквы, и вспак читаючися, тот же
текст выражают
Меня совета на радость богом мере данна
Анна во дар ибо имя ми обрадованна,
Анна дар и мни син мира данна,
Анна пита мя я иметь панна.
Знай всякий, ас в небе есм чистая нива,
А ведай там я иметь а дева.
Знай о нас [в] небе, чистая ниво,
[О ведай] тамо иметь а дево.
Тебе силной все небо отверзеся же,
О мать великая аки лев и тамо.
Аки лев и тамо в иметь большое
Аки Лот в мать и тамо толика
Лот - с святнх чина, ты - из святейших лыка.
Мария в небе и по смерти жива,
А ведай там то иметь а дева...
Аще бы и под морем могл люд пребивати
И там и Иисус им, о дева мать.
От гроба Климентия то мощно познати...
РАК СЛОВНИЙ
ест стихотворение, которого не буквы, но слова вспак читаются
Высоко дева ест вознесенна,
Глубоко яко бяше смиренная.
РАК ПРЕКОСЛОВНИЙ
ест стихотворение, которого слова вспак читаючися, противный текст выражают
Бки
Со мной жизнь не страх смерти,
Мной жить не умереть.
Ева
Авель
Abel
Богу пожру жертву тучну не худую,
Многу не малую, благую не злую.
Sacrum pingue dabo non macrum sacrificabo
Каин
Cain
ЧВОРОГРАНИСТИЙ
ест стихотворение, в котором так вздлуж, яко и вширь
еден же текст выражается
Мария
Ты
Единственная
Мать
Богу
Сыну
Ты
более
всех
вишшему
возлюбленна
вину
Единственная
всех
надеждо
творцу
ты
предстани
Мать
вишньому
создателю
состояния
пресно
по ны
Богу
возлюбленна
ты
пресно
дево
зіло
Сыну
вину
предстани
по ны
зіло
смело
ЗГОЖАЮЧІЙСЯ
ест стихотворение, в котором оби сроки средних слав согласно заживают
Ест
Мария
Ария
без
полн
греха
и
тот
души
в рай
в ад
водит
сводит
ПОРЯДОЧНЫЙ НЕПОРЯДОК
ест стихотворение сложное помешанного порядке, кто как ся мает винайдовати, нижей указано ест
Отец,
избра,
сын,
возлюби,
утешитель,
сниска,
дшер,
красную,
матер,
благую,
невісту,
чистую.
Здесь такой порядок мает быть :
Отец дщер избра красную,
Сын матер возлюби благую,
Утешитель невісту сниска чистую.
ЄДИНОГЛАСНИЙ
ест стихотворение, в котором каждая силяба единственной гласной
буквой замыкается, именная сею: О
СлОвО плОтОнОснО
МнОгО плОдОнОснО
Много плода бог слово в рай приносит,
Вся тем быша, вся даєт, чесомо кто просит.
ЄДИНОПАДЕЖНИЙ
ест стихотворение, на одну каденцию кончаючийся,
в котором все стишки в едно сие имя АННА впадают
Роды, ізбранна
Пречистую, Анна.
В цнотах пространна,
Порока странная,
Сладкая манна,
Чистая панна,
Как нам данна,
Богу осанна.
За корень сей кочках предложенно Анну,
Яко сия ізрасти пречистую деву.
АЗБУЧНИЙ
ест стих, который кождое слово ед азбучным порядком букв
азбучним зачинает. Не построены тоже в нем ъ, ы, ь, Ђ, ибо
буквы конечнії, а не початковії. Над то не суть положении и тии:
?, ?, ?, потому то буквы грецькії, а не руськии
Здесь речь пресвятой богородицы:
А из Всех Благ Глубина
Д івая Единственная
Ж ивот Зачах Званним
И суса Избранним,
К оторий Людей Мной
Н а Обед Покой
Г айська Собираєт,
Т унє ОУщедряєт.
А здесь речь наша ко Христу:
Умне Феникс Христе,
Отче Царю Чистое,
Шествуй Щедротами,
Матерє Мольбами.
АКРОСТИХІС
ест стих, который краєгранесієм, то ест начальными буквами,
имя сеет МАРИЯ ізображает, а до того и буквы, как то Г, А, Г
и прочии, что значат, прозвиськом виражаєт
Мисліте, мысль імійте, но не мощно знать,
Аз, дева, како могох господа зачать.
Токмо рцы со верой, всякий христіянине,
Иже вся свідий, боже, ты віси единственное,
Аз, чистая единственная, дева ношу сына.
Таковий стихотворение не может сложиться римским языком, потому что у них буквы не выражают слов.
АКРОСТИХІС ВТОРИЙ,
так же краєгранесієм трое же пречесное имя МАРИЯ виражаючий,
только першії языка в буквах числом замыкающий, яко то: М
значит «четиридесять», А - «еден», Г - «сто», и проч.
М. деньми землю одождивий
А. тойжде, Мария, бог сын твой правдивый.
Г. імат овец, причти к ним и мя, единую,
И. иии со мудрыми представ 'своему сыну.
Я. любо и не в числе, потому что без числа грешен,
Обаче числа святых да не буду внішний.
АКРОСТИХІС ТРЕТИЙ,
в котором не предніми буквами выражается трое имя МАРИЯ,
как в высших, но встяж в обоих сроках. Разделяется то же имя
на силяби, а по кождой силябі начинается речь подобною
силябою прешедшей силябі, якоби кождая силяба, что значит,
толкується
МА - иметь блага, РИ - риза драга, Я - яже нас криєт,
МА - слабонервных, РИ - ризонужних, Я - как руно, грієт.
МНОГОПРЕМІНИТЕЛЬНИЙ
ест стих, который несколько десять разій сменяться может,
яко нижей обачиш. У римлян называется тот стих протеус
Яко ниву обильно плоды украшають,
Тако деву красно роды ублажают.
Ниву обильно плоды украшають яко,
Деву красно роды ублажают тако.
Обильно плоды украшають яко ниву,
Красно роды ублажают тако деву.
Плоды украшають яко ниву обильно,
Роды ублажают тако деву красно.
Украшають яко ниву обильно плоды,
Ублажают тако деву красно роды.
Яко плоды обильно ниву украшають,
Тако роды красно деву ублажают.
Ниву украшають обильно плоды яко,
Деву ублажают красно роды тако.
Обильно яко плоды украшають ниву,
Красно тако роды ублажают деву.
Плоды яко ниву украшають обильно,
Роды тако деву ублажают красно.
СТОЛБ
В сем столпе выражаются стихи от двух силяб
вплоть до тринадцати
2. Дева, чудо
3. всей земли! Приємлі
4. сею хвалу, любо малую,
5. труда моєя во честь твоєя
6. славы составленну, тебе освященну,
7. юже раб твой принесет не од мудрая словесе,
8. но от сердца чиста, права, знает твоя правая слава.
9. Достойно тя никтоже может восхвалити, всякий не возможет.
10. Ибо слава Твоя вишше всех земных и наднебесних благоприятных
11. жителей умы, первая по боге пресно блажима в роде верных мнози.
12. Ты еси столп славы, пречистая дево, дивнійшеє мира над седьм дивов чудо!
13. Седьм дивов погибоша - твоєя, а мать, столп крепости вовеки будет находиться
ПРЕСІКАЄМИЙ
ест стих, который, єдні имена прєсікши,
второй имена посреді их воміщаєт
М ногАя Из не СУщих Созда сеи твоРенІА
Д адим ХеРувИмСькую Поэтому песнь хВАленія.
МА ю Мира дать Радость И соДІлоВАти слАдость.
ОСТАТНЯЯ ШТУЧКА
И суса Христа ВЕЛИЧаймО, как Все ест СлАдКИЙ, знайте.
И с несОздАННа отца возсіявий чистое,
ВЕЛИЧИЕ аю с маткой тя, ВсеСладКИЙ Христе.
АВТОР ЧИТЕЛЬНИКА
НА стрОЙ вспять цинобру. Єсли угадаєш,
горшИИ Кто из Сих, Волк, ИЛИ ЛЕВ,
То меня познаєш.
Копец штучкам поетицьким,
составленним во честь божия матери
без конца.
|
|