Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС XX ВЕКА
ПАВЕЛ ТЫЧИНА

Сборник П. Тычины «Побеждать и жить» - величественный реквием погибшим во Второй мировой войне

Давным-давно зарубцевались раны войны. Но не утихает боль потерь во многих семьях. Выцветшие фотографии, которые бережно хранятся в застекленных рамках и семейных альбомах, пожелтевшие листы писем, присланных с фронта, похоронки. Обелиски, памятники, братские могилы, улицы и площади, названные в честь победителей, навечно сохраняют в нашей памяти доблестных солдат, разгромили фашистскую нечисть.

В страшную эпоху упадка творчество украинских писателей и поэтов звучала как величественный реквием тем, кто не жалел своей жизни во имя победы. Как верный сын Родины, П. Тычина не остается в стороне и пишет много страстных, взволнованных произведений, наснажують воинов на борьбу за Родину. Его сборник стихов «Побеждать и жить» объединенная одной ведущей идеей, одним боевым призывом - «побеждать и жить». Этот боевой призыв был проявлением мыслей и чувств украинского народа.

Волнующие призывы к борьбе и победе звучат в стихах «Голос матери», «Весна». В них поэт выступает «сознательным своего меча». Перед ним встают картины немецкой оккупации в Украине:

Немец стережет

повешенного на майдане,

Там солнце кровью запеклось!..

Там детские «ручки из-под земли еще видно». И в голосе поэта звучит не плач Иеремии, а «беспощадный гнев богатырей». Он воплощает в одточені призывы свои мысли и переживания:

Как сладко отдать жизнь

За свой народ, за счастье краю!

(«Голос матери»)

Весна, весна! Хоть она и больная -

Зато мое существо вся звенит...

То солнце выглянет, то снова туча.

Пусть!.. А нам побеждать и жить!

(«Весна»)

Совсем по-другому звучит стихотворение «Матери забыть не могу». Это ребячески-трогательный реквием о боль вынужденной разлуки с Украиной, которую топчет фашистский сапог. Печаль, горе, страдания сквозят в каждом слове поэзии. Но все отступает на второй план, потому что на первом - родная земля, к которой не увянет любовь. Только из любви к матери, к Родине рождается чувство веры в победу, что звучит как гимн украинскому народу:

Эй, народ! Будешь жить!

А я же мать не забуду!

Украине, ее народу

Хочу верно я служить.

И из понятия «народ» вырастает понятие глобальное - человечество. Возможно, поэтому последние строки стихотворения «А раз ей - то и человечеству буду» воспринимаются как обращение не только к Украине-матери, но и ко всем людям Земли.

Выдающимся произведением П. Тычины лет войны является философская поэма «Похороны друга». В ней поэт обращается к одной из «вечных» тем поэзии - темы жизни и смерти. В «Похоронах друга» П. Тычина оценил жизнь и смерть воинов-патриотов так: «Жить в веках тот будет жить, кто оборонял Родину».

Это сложный вопрос автор осветил на немногих страницах поэмы в форме живых образов, переживаний и мыслей.

Разворачивается она в форме лирической рассказы поэта о похоронах неизвестного воина, которого замучили фашистские варвары. Картина зимнего вечера. Поэт отбрасывает снег от дома, до него долетели звуки реквиема. В них он слышит мнение о смерть как закономерность всего живого на свете:

Все меняется, обновляется, рвется...

..........................................................

Земле сырой всего себя...

Здесь смерть человека рассматривается лишь как завершающий момент всех тех изменений, которые происходят с человеком.

Далее идет рассказ о событиях. Догоняя похоронную процессию, поэт вспоминает своего друга Ярослава, о гибели которого он услышал утром по радио. Ему сначала показалось, что прячут Ярослава. Он не спрашивает о том, кто это в гробу, а думает о освободительное значение борьбы, которую вел тот, кого хоронят. Плач сурьмы кажется ему плачем Украины.

Так отдельное событие вплетается в ход истории. И не случайно автор здесь дает картину течения жизни:

... Рта Всеобуча

Навстречу нам прошла. Повезли вон

белье в госпиталь на санях. Дети

с собакой пробежали. В хриплый тон

завод загудел и заглох. Вместе с тем введение этой картины и подобных ей говорит, что смерть отдельного человека не останавливает хода жизни: «несли мы, а нас обгоняли (ибо жизнь спішило...)». Душа поэта поет реквием, а мысль работает напряженно, проникая в понимание закономерностей жизни и смерти. Люди живут и умирают, «земле сырой» себя передают. Кажется, что земля «перемалывает... в зубах человека, как випадковая из хаоса змея!» Но это не так: жизнь имеет «тонкий лад», «держит строгую последовательность». Основной смысл жизни человека - это готовность бороться за свободу и правду.

В историю посмотри: готовность к борьбе

одсвічує тебе от всех ее свічад.

Готовность стать на битву за свою свободу

народам гнобленим и бесправном рабе.

В бессмертие не войдешь, как не сыщешь брода,

чтобы перейдя через правды борьбу.

В борьбе за правду человек завоевывает себе бессмертие. Таков закон жизни человека, который вытекает из закона истории, из движения человечества вперед к прогрессу:

Все меняется, обновляется, рвется,

к светлой идет народолюбивой суток...

И для поэта ясно, что этот закон истории проявляется и в борьбе с гитлеровской Германией, что фашизм будет побежден: «...мертвому тебе - живых нас не убить». И философская формула, в которой поэт говорит о смерти, приобретает новый смысл, новые мысли слышит поэт в звуках реквиема:

Все меняется, обновляется, рвется.

.........................................................

порохом берется,

а потом снова зеленым из-под земли встает.

Человек живет и умирает, но от нее и ее деятельности рождается жизнь в новых формах. Такой закон жизни.

Процессия дошла до кладбища. Славного защитника Родины «глотнула могила». Для поэта это тяжелая потеря. Мысли не покидают поэта, в воображении звуки реквиема. Сон - картина выступления на бой новых, молодых сил:

...И молодое

из-за горы на лошадях поколения

летит сюда.

Эта картина показывает моральные и человеческие силы украинского народа в борьбе против фашистской Германии и помогает раскрыть перспективы войны: «Еще будем жить мы - и ты, и я!»

Народ Украины, который борется за правду, за прогресс, имеет достаточно силы, чтобы победить гитлеровскую Германию.

Как гимн победы звучит уже стихотворение «Я утверждаюсь». Поэт выступает от имени народа, потому что он является частицей этого народа:

Я есть народ, которого Правды сила

Никем завоевана еще не была.

Тычина изображает борьбу с фашистской Германией, которая пыталась поглотить наш народ, «вешала... дочерей, сыновей», «железо, хлеб и уголь воровал», но подавилась. Наш же народ поднимается, набирается новой силы, и развертывание наших сил несет гибель фашизму:

Германией, трепещи! Я розвертаюсь!

Тебе же я кладу доску гробовую.

Автор уверенно заявляет, что наш народ найдет в себе силы, чтобы уничтожить врага и защитить себя. Использование в поэзии отточенных афоризмов придает ей более глубокого содержания. Сначала это гордое осознание своей независимости: «Чтобы жить - ни у кого права не спрашиваю», незламаної свободолюбия: «Чтобы жить - я все цепи разорву». Это факты побед над осатанілою фашистской Германией.

В простых народных образах стихов поэт воплотил мысли украинского народа, передал всю глубину жизненной правды. Для нас они звучат как реквием о тех, кто никогда не встанет, но кто смело шел в бой, высоко неся знамя справедливости и борьбы, правды и свободы, мужества и победы.