Биографический метод в литературоведении (греч, bios - жизнь, grаpho - пишу, metodos - путь познания) - способ изучения литературы, при котором биография и личность писателя рассматриваются как определяющий момент творчества. Б.м.у л. впервые широко использован французским ученым Ш.Сент-Бевом в труде "Литературно-критические портреты" (1836-39), который считал нужным изучать биографии великих людей, даже не изучая произведений писателей. Своеобразно толковал он историю литературы, которую рассматривал как "интересное и захватывающее чтение, но это чтение нужно для выяснения различных фактов, хорошо написанных биографий великих людей". Б.м.у л. часто связывают с отрицанием различных литературных направлений и культивированием "импрессионистического" портрета писателя как основного критического жанра. Дальнейшее совершенствование Б.м.у л. нашел в трудах І.Тена и Г.Брандеса. Если Ш.Сент-Бев биографию и личность писателя рассматривал лишь в связи с социальными и художественными идеями века, то І.Тен не изымал их из влияния среды и момента, Г.Брандес - из общественных движений. По мнению Франко, эту теоретическую доктрину Ш.Сент-Бева и І.Тена Г.Брандес заметно скорректировал, доказывая, как "большие люди силой своего гения превращают очаг, из которого вышли, из полученных выражений и идей силой врожденного комбинационного дара и чутья творят совершенно новые образы, мощные импульсы для дальнейшего исторического развития" (и. Франко. Соч. в 50 т.- Т.31 - С.382). В украинском литературоведении II половины XIX в. представителем биографического направления был профессор Львовского университета О.Огоновський (1833-94). В его "Истории литературы русской" биографический принцип анализа наряду с библиографией произведений писателя занимал основное место. Поэтому "Историю литературы" О.Огоновського называют био-библиографическим справочником, в котором автор рассматривал художественное полотно как проявление элементов биографии его автора.
|
|