Ярослав Галан
Сегодня вокруг личности и творчества Я. Галана ведутся дискуссии. И это понятно: переоценка ценностей заставляет еще и еще раз задуматься над судьбой писателя-публициста, который своим общественным и эстетическим идеалом считал советскую власть, идеи социализма и пронес их через всю жизнь. «Хоть жизнь не тяжелое, и мы счастливы, что довелось жить нам в такой великой эпохе борьбы за новый мир - мир социализма»,- писал он в письме от 18 февраля 1934 г. до жены Анны, которая училась тогда в Харьковском медицинском институте и погиб во времена сталинских репрессий. Однако даже личная трагедия не поколебала его убеждений.
Была в биографии Галана еще одна драматическая страница: 22-летним юношей он вступил в Коммунистическую партию Западной Украины. В 1938 г. сталинская камарилья объявила Компартию Польши и ее составные части - КПЗУ и КПЗБ провокаторами рабочего движения, агентурой фашизма. Партия была распущена. Пришлось жить с клеймом ПОЛИТИЧЕСКОГО предателя, будучи честным перед своей совестью, потерпев столько преследований, травли, арестов и тюрем.
Галан и в 40-е годы оставался тем писателем, который вел непримиримую борьбу с фашизмом, национализмом, униатством, Ватиканом, искренне и вдохновенно воспел «величие освобождаемой человека» (так назывался его последний очерк, страницы которого обагрилися кровью: 24 октября 1949 г. писателя зверски убили в его рабочем кабинете).
Конечно, публицистика, литературно-критические работы Галан? в значительной степени основывались на принципах идейно-политической ангажированности в духе сталинизма, абсолютизации принципов классовой борьбы, плоской одномерности в оценке многих политических, исторических и культурных событий и фигур. Например, его оценки деятельности М. Грушевского, А. Шептицкого, М. Волнового, Есть. Маланюка и многих других деятелей культуры и искусства отвечали «заказу» тогдашней официальной советской идеологии. И он, чего греха таить, тоже формировал своими статьями и выступлениями ту идеологическую и общественное мнение. Очевидно, сегодня есть основания говорить о трагедии гражданина и писателя Галана, который избрал своим жизненным кредо служения родному народу под красным знаменем социализма...
И оправданием писателю, если он такого требует, разве только то, что не он один был ослеплен и одурманенный сталинскими догматами. Правда, проживая в 1939 г. в Польше, Галан, в отличие от большинства советских людей, имел значительно более полную информацию о жизни в СССР, в частности о политических репрессии, Соловки, голод 33-го и т.д. Однако воспринимал такие сообщения как «буржуазную пропаганду», писанину, по его выражению, «растрепанных бандитов пера».
В то же время нет оснований перечеркивать всю художественно-публицистическое наследие Галана. Ибо есть большая правда в его очерках и статьях ЗО-40-х годов о судьбе западноукраинского края, его историю и культуру, о социальный и национальный гнет в условиях польской оккупации, о вечный поезд галичан к великой Украины. Потому что идея «света с Востока», которая для писателя и его собратьев по перу С. Тудора, В. Бобинский, В. Гаврилюка, И. Крушельницкого, П. Козланюка и др. означала политическую, идеологическую, духовно-культурную ориентацию на Советскую Украину, была для большей части трудящихся Западной Украины верой в осуществление заветной мечты жить «в семье вольной, новой».
И сегодня передают атмосферу времени произведения Галана о борьбе против фашизма, о хозяйственной и культурно-образовательную работу, которая началась на только что освобожденной территории. В послевоенное время Галан написал немало разоблачительных статей, корреспонденций о бюрократов, безгосподарників, мошенников в советских учреждениях и на предприятиях. Они, кстати, не вошли в его собрание сочинений в четырех томах. В конце концов, когда будет опубликован дневник Галана, станет возможным полнее и глубже оценить и саму личность писателя.
Ярослав Александрович Галан родился 27 .липня 1902 г. в г. Динув над Сяном (теперь - Польша) в семье судебного чиновника. Обучение в гимназии прервала первая мировая война. Отца за «русофильство» интернировали в лагеря Таллергоф. Мать с детьми эвакуировалась в Ростов-на-Дону. Ярослав продолжил обучение в гимназии. Здесь будущий писатель стал свидетелем событий 1917 г., здесь формировались его общественно-политические взгляды.
После возвращения на родину (1918) Галан учился на отделении славянской филологии Венского, а впоследствии - Краковского университета, который окончил в 1928 г. В студенческие годы примкнул к политической работе. В 1924 г. стал членом КПЗУ, которая в условиях оккупации Западной Украины Польшей действовала подпольно.
Печататься начал на страницах львовских журналов «Окна», «Новые пути». Входил в литературной организации «Горн» (образована в 1929 p.). Этот период в жизни Галана был чрезвычайно плодотворным. За неполных 10 лет: с 1926 г. (драма «Дон-Юхот с Еттенгайма») и до 1934 г., когда, вероятно, написано драму «Говорит Вена», которая до настоящего времени не разыскана,- создано шесть пьес, столько же рассказов, десятки памфлетов, фельетонов, рецензий, статей. Его печатная беллетристика и публицистика «белеют» сконфіскованими строками. Постоянная травля, преследования, обыски, допросы, аресты, тюрьма - такой путь революционного писателя Галана в условиях буржуазной Польши. Вот строки из автобиографии: «С 1932 по І935 был без труда. В 1935-1937 годах вел политическую работу под управлением Компартии. Весной 1937 меня третий раз уже арестованы». В эти скупые строки уместились и укрытия от полицейского режима в с Березовые-Нижнем в Карпатах, и организация Антифашистского конгресса деятелей культуры во Львове (1936) и выступление на нем, и работа в польской прессе в Варшаве, И нелегальное пребывание в Советском Союзе.
Приход в сентябре 1939 г. на западноукраинские земли советской власти Галан воспринял как торжество исторической справедливости.
В годы Великой Отечественной войны писатель работал журналистом в различных газетах и журналах, на радиостанции им. Т. Шевченко (Саратов), которая вела передачи на Украину. Выступления, направленные против фашистов, геббельсовской пропаганды, составили сборник «Фронт в эфире» (1943). 1942 г. написал одноактівку «Шуми, Марица!» (рус. языке). Как специальный корреспондент газеты «Советская Украина», освещал ход Нюрнбергского процесса (сб. «их лица», 1948; «Перед лицом фактов», 1949). В послевоенное время плодотворно работал как публицист, драматург, литературный и театральный критик, общественный деятель.
В июне 1949 г. вступил в КПСС. В октябре того же года - трагическая смерть. Посмертно удостоен Сталинской премии (1952).
Как творческая личность Галан наиболее ярко реализовал себя в драматургии. В его активе - пьесы разных жанров: романтические драмы «Дон-Кихот с Еттенгайма» (1926) и «Груз» (1928), сатирическая комедия-памфлет «99 %» (1930), социальная драма «Вероника» (1930), социально-психологические драмы «Очаг» (1032) и «Любовь на рассвете» (1949), трагедия «Под золотым орлом» (1947).
Идейно-творческая эволюция драматурга 20-30-х годов оказалась в постепенном овладении реалистических принципов воспроизведения действительности. Интерес к реализму свидетельствует и письмо Галана от 17.V.1934 г. Писатель излагает свое понимание проблемы формирования мировоззрения, диалектики содержания и формы в художественном произведении. Ценными являются рассуждения о собственную творческую эволюцию: «Я лично склоняюсь все решительнее к реализму, и то к реализму во всех областях искусства». Он так определяет реализм: «Реализм - это простота, а простота, некуда правду деть, самый тяжкий грех в искусстве через свою прозрачность». Однако достичь этой мудрой простоты оказалось не так просто. Драматург - в постоянных поисках. То он создает камерную драму («Груз»), то, пытаясь вывести на сцену массового героя, разворачивает действие многими эпизодами с большим количеством действующих персонажей («Очаг») или же экспериментирует, поставив в центр конфликта образ хора-коллектива («Вероника»).
В комедии «99 %» пытается оригинально расширить объект сатирического изображения, вводя ряд вставных эпизодов. В то же время это произведение обнаруживает плодотворность классической традиции: в нем нет ни одного положительного героя, кроме сатирического смеха. Эту установку сам драматург обосновал так: «Отсутствие положительного героя автор компенсирует своим присутствием».
Комедия-памфлет «99 %» (второе название «Лодка качается») наиболее выразительно раскрывает одну из характерных черт Галанової поэтики - публицистичность. Впервые обратившись в драматургии в современной ему жизни на западноукраинских землях, Галан избирает объектом разоблачения практику различных политических сил, которые, согласно тогдашних официальных предписаний, якобы спекулируют национальными вопросами для собственной выгоды.
Комедия и во времена написания, и в следующее десятилетие трактовалась прежде всего как произведение политический, что и обеспечило ей долгую сценическую жизнь в советских театрах. Однако, скажем, эпизод, когда собираются гости на обед, чтобы протестовать против красного террора в Украине, в интерпретации автора и сегодняшнем нашем восприятии, разумеется, неадекватные. Это же касается и сплошь сатирического трактовки украинских национальных проблем.
Публицистичность делает художественное произведение актуальным для времени, когда он написан. Хотя довольно часто «превращает его в агитку (так прочитываются сегодня много коллизий в комедии «99 %», драме «Любовь на рассвете»). Некоторые произведения драматурга потеряли свой объективный смысл. Так случилось с драмой «Груз». В ней, по замыслу автора, действует романтично возвеличений революционер Оскар, который пытается взорвать корабль, груженый оружием для подавления китайской революции. Однако сюжет драмы разворачивается так, что революционер не выполняет партийного поручения: ночное прощание с любимой Дженни затягивается, и корабль отплывает без него. И тогда раздается выстрел. Это Оскар стреляет в девушку. Такая развязка конфликта, собственно, дискредитирует сознательную романтическую установку в духе тогдашних представлений о революционный подвиг. Верх в драме берет земная любовь, во имя которой и погибает Дженни.
Галан - писатель внятного социального направления. Поэтому сюжеты его драм преимущественно строятся так, чтобы раскрыть героя в общественной сфере. Диалоги насыщены общественно-политической лексикой. Монологи часто приобретают прокламаційно-агитационного характера. Они не раскрывают мотивов поведения или переживаний героя, а обращены «наружу» - в других персонажей и через них - к зрителям.
Галан - сторонник динамичного раскрытия действующих лиц. Поэтому чаще всего герои его драм приходят на сцену людьми уже сформировавшимися, и те жизненные испытания, которые выпадают на их долю, только экзаменуют взгляды и убеждения характеров и «закаляют сталь» (д'Ангієн в драме «Дон-Кихот...», Влодко Кинаш, Анна Снідавська в драме «Очаг», Андрей Макаров в трагедии «Под золотым орлом» и др.). В то же время отдельные персонажи раскрываются в эволюции (Айлее в драме «Дон-Кихот...», Норма Фансі в трагедии «Под золотым орлом», А. Юлиан в драме «Любовь на рассвете»).
Таланові драматические произведения почти доверху наполненные общественно-политическими и морально-этическими проблемами, которые решаются через напряженные, острые, часто непримиримые конфликты и ситуации. Это чаще всего п'еси-дискуссии. Едва ли не самой показательной является драма «Дон-Кихот с Еттенгайма». Конфликт раскрывается в отношениях принца д'Ангієна, сторонника королевской власти, с якобінцем Айлесом и генералом-проходимцем Дімуріе. Это диалоги-дискуссии о долге гражданина перед отечеством, о путях борьбы за осуществление своих идеалов, размышления о жестокое время, когда «трудно быть просто человеком».
Романтично-рыцарский ореол вокруг фигуры принца, развязка конфликта, когда якобінець протягивает руку помощи и сочувствия принцу как «святому и ненужном рыцарю», стали в советской критике поводом к обвинению молодого драматурга в «абстрактном гуманизме». Сегодня трудно с этим согласиться, поскольку драма заставляет задуматься над общечеловеческими проблемами о чести и достоинстве человека, о милосердии и жестокости революционной эпохи, о долге сердца и гражданина и т.п. Художественное мастерство в решении этих проблем дает основания утверждать, что эта драма - одна из лучших в творчестве писателя.
Показательно, что события во многих драмах Галана происходят то во Франции («Дон-Кихот...»), то в Англии («Груз»), то в окопах австро-венгерской армии с 1914 г. («Вероника»), то в Болгарии («Шуми, Марица»), то в Германии («Под золотым орлом»). Стремление расширить тематические просторы украинской литературы тоже проявляет одну из индивидуальных черт его творчества. Бытовое фон в таких случаях - всегда побочный элемент. Проблематикой же они уходят в сферу идеологии, политики, морали, этики.
Довольно часто конкретные сюжетные события в драмах Галана «довантажені» подтекстом. Возможно, тот факт, что якобінець Айлес оказывается в доме принца в роли врача, имеет глубокую смысловую нагрузку: врач ставит правильный политический «диагноз» исторически обреченным домогательствам принца на восстановление королевской власти. В структуре драмы «Груз» важное значение приобретает день, когда происходят события -1 Мая. В подтексте прочитывается, что поручена Оскару дело является конкретным проявлением международной солидарности. Название произведения тоже многозначительная: любовь становится для влюбленных тем эмоционально-психологическим «грузом», который не в силах одолеть-холодное сердце расчете.
Имеет скрытый смысл описание просторной хаты, которой начинается драма «Любовь на рассвете»: «На левой стене густо развешаны красочные ярмарочные олеографії, на которых можно увидеть Иисуса и Марию с проколеними мечом сердцами, Иосифа-плотника за работой, св. Николая». Здесь же висят портреты Ленина, Сталина, Маркса в окружении семейных портретов хозяина дома Воркалюка. Кстати, в произведениях послевоенного периода драматург расширяет возможности ремарок: они становятся просторными, тяготеют к бытовой достоверности, в них подаются психологізовані портреты действующих лиц.
Одной из индивидуальных особенностей таланта Галана есть стремление воссоздать действительность с помощью музыкальных образов. Изучение творческой истории трагедии «Под золотым орлом» раскрывает, как много значила для автора музыкальная фактура произведения.
В этой трагедии Галан обратился к теме так называемых «переміщенців». Наша официальная пропаганда аттестовала этих людей предателями, и уже поэтому другая трактовка становилось в таких условиях делом гражданского мужества. Писатель понимал, что среди «переміщенців» большинство были честными людьми, патриотами, которые храбро сражались с фашистскими захватчиками и оказались в плену (таковы Макаров, Дуда, Мальцев) или были принудительно вывезены на каторжные работы (Анна Робчук). Оказались здесь и люди типа Белина, Цуповича, которые продались оккупантам.
В первом варианте произведения трагический характер событий подчеркивался заголовком «Недопетая песня», а в сюжете трагические обстоятельства раскрывались благодаря удачно разработанному эпизодам: Андрей Макаров, который возглавляет группу людей, стремящихся вернуться домой, любит заходить в трактир и послушать песню Шуберта «Ave, Maria», которую играет за пятака музыкальная шкатулка. Но песня каждый раз обрывается где-то посередине. Есть в этом сюжетном повороте что-то от рока античной трагедии. Если учесть общий оптимистический тон нашей послевоенной литературы, а также принять во внимание, что трагедия появилась в печати, когда пропагандировалась теория» бесконфликтности, в результате чего жанр трагедии исчез из репертуара театров, нетрудно представить, как раскритиковали «Недоспівану песню». Драматург был вынужден изменить заголовок, внес существенные изменения в развертывании музыкальной темы. А в первом варианте после гибели Макарова его товарищ Дуда опускает в музыкальную шкатулку монету. И теперь музыка звучит до конца как реквием по боевому собрату, как требование довести дело до конца.
Разносторонность творчества Галана проявилась и в его прозе наследстве: рассказах, очерках, памфлетах, фейлетонах, повести «Горы дымят» (1938). Повесть, как и некоторые рассказы, написанная на польском языке.
Тематика малой прозы - октябрьская революция («незабываемые дни», 1930), гражданская война («Неизвестный Петр», 1932); классовая борьба в западноукраинском селе - здесь художественной сноровкой выделяется новелла «Кара», 1932), а рассказ «Умершие борются», «Савку кровь заливает» (оба-1925) обозначены публіцистичністю в развязке конфликта; национальные проблемы («Три смерти», первое название «Целина», 1932), «На мосту» (1940); первые ростки советской жизни («Йоася», «Незабудка», «Дед Мартын» (все-1940), «Дженни» (1941) и др. Манерой изложения последние тяготеют к художественному очерку.
В лучших из" этих произведений главным является художественный показ постепенного социального вызревания героев, пробуждение в них чувства человеческого достоинства.
В новелле «Кара» крестьянин Игнат Орестюк, доведенный до отчаяния бедностью и вымогательством кулака, вместе с такими же бедняками решает «перейти границу», то есть пробраться на советскую сторону. И когда послышались выстрелы, Игнат остался: на руках у него маленький ребенок. Отец не решился броситься под пули. Так он оказался на скамье подсудимых. Улавливается в этих драматических ситуациях стефаниківська школа лаконичного письма и углубление в тайнощі человеческой психики: весь ход развития событий представлен в восприятии Орестюка. Игнат больше тревожится судьбой ребенка, судьи видят в нем «большевистского агента». Этот драматизм создает внутреннюю эмоционально-психологическое напряжение новеллы, которая все отчетливее усиливается с развертыванием конфликта. И когда Игнату выносят смертный приговор, только тогда он начинает осознавать свое положение: крестьянин «открыл в себе целое море ненависти, что дремала в нем до сих пор где-то под сердцем».
Поражают психологические детали в развязке новеллы: Гната вывели на казнь. «Ему было холодно в самой куртке, и он дрожал. Это видели господа и лучше загорнулися в меха». Господа и палач ждут, когда из страха Игнат стулить веки, смирится со смертью. Но обречен «не спускал с них глаз, он переливал на них свою ненависть».
Такой же новеллистический принцип развертывания действия присущ произведения «На мосту». Случайная встреча врача-украинца Остапчука с польским офицером заканчивается для него трагически только потому, что врач не хочет поздороваться с ним по-польски. В первую минуту схватки Остапчук сам удивляется своему поведению: где-то в подсознании рождается это чувство достоинства, которое пытаются так жестоко растоптать только потому, что он украинец. Здесь, в отличие от психологического рисунка в новелле «Кара», подано конфликт в столкновении противоборствующих сил. И объединяет оба произведения трагический финал.
Рассказ «Три смерти» разворачивается соответственно трем эпизодам, каждый несет свою эмоционально-психологическую доминанту. В первой части: отчаяние, отчаяние сводят в могилу учительницу Козан. Все ее искренние попытки пробудить интерес к родному слову, культуре, истории оказываются тщетными прежде всего потому, что правительство проводит жестокую политику ополячивания. Второй эпизод: в школе появляется учитель-садист, который издевается детей-украинцев только потому, что это «быдло» не отрекается от своей веры и языка. Конфликт завершается смертью учителя:его убивает доведенный до отчаяния школьник Коля.
Так постепенно по принципу градации в рассказе все отчетливее нарастает чувство ненависти к оккупантам, которое в заключительной части произведения взрывается гневом.
Повесть «Горы дымят» - одно из лучших произведений Гала-на. Романтично-лирическая стихия, которая царит в изображении любви разбойника Ивана Семенюка с попівною Ольгой, ирония в воспроизведении мещанского окружения Ольги, мастерские картины горных пейзажей, авантюрно-приключенческие сюжетные линии вписываются в обличительно-социальный смысл повествования. Проблема «пропащей силы» (образ Семенюка), которая в украинской литературе имеет глубокие традиции, решается писателем в новом аспекте: опришківство в условиях оккупационного режима приобретает не только социального, но и национально-освободительного характера.
В повести опоетизовані органическое чувство свободы и достоинства, свойственное гуцулам, естественное влечение к красоте - в людях, их физической красоте, одежде, в окружающей природе. Здесь властвуют свобода и любовь; это неудержимое чувство, испепеляющее, любовь не .знає границ.
Я. Галан - выразительная художественная фигура пролетарского направления западноукраинского литературного процесса 20 - 30-х годов со всеми ее достижениями и просчетами. И творчество писателя следующих лет отразила сложную и драматическую общественно-политическую и духовно-культурную атмосферу времени.