Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОТЛЯРЕВСКИЙ

Утверждение мысли о необходимости обновления общественного устройства (по поэме И. Котляревского «Энеида»)

XVIII в. знаменовало приход в Украину просвещения - могучего идейного течения, которая предшествовала развитию новых общественных отношений на обломках феодально-абсолютистского строя. Прогрессивные деятели культуры того времени провозглашали господство человеческого разума и образования, пытались утвердить новое мировоззрение вопреки устоявшимся канонам.

И.П. Котляревский писал знаменитую «Энеиду» на протяжении длительного времени, поэтому в произведении, как отмечает литературовед Есть. Кирилюк, «во многих существенных и важных чертах отразилась вся переходова сутки от старой Гетманщины к новым формам жизни...» Писатель в бурлескно-травестійній поэме - переспіві известной героической эпопеи Вергилия - показал, что общественное положение индивида всецело зависит от среды. С этой целью автор дает широкую картину жизни украинцев на рубеже XVIII-XIXCT.

Изображая представителей господствующей верхушки в образах богов и земных вельмож, Котляревский, используя средства народной смеховой культуры, сбросил с пьедесталов олимпийских небожителей, сорвал ореол божественности. Например, Юнона, узнав о том, что Эней отправился в поход, бросилась к Эола. Вместе с героиней мы попадаем в дом бога ветров, что представляет собой скрытое изображение патриархального быта казацкой верхушки. Юнона обращается к Эола с такой вот просьбой:

Пошли на его (Энея) беда злеє, Чтобы люди все, что при Энеи, Послизли и чтобы он и сам...

Эол сразу не мог выполнить просьбу богини, поскольку его сыновья занимались «важными делами»:

Борей недуж лежит с похмелья,

А Нот поехал на свадьбу,

Зефир же, старый негодяй,

С девушками заженихався,

А Евр в поденщики нанялся.

Тем временем Венера - типичный образ тогдашней помещицы - обратилась к Зевсу, чтобы он поддержал Энея. Зевс - властный хозяин Олимпа - изображен Котляревским в сокрушительном плане:

Зевес тогде кружав сивуху И селедкой заедал.

Живя в постоянных ссорах между собой, взяточничестве, подлости, развлечениях, создавая условия для разжигания вражды между людьми, барская верхушка была безразлична к судьбе простого человека.

Рельефно творении изображено и дворянство. Латин «как царь в народе ' шел в кругу своих вельмож, которые все были в параде, надувшись всякий из них, как ерш». Царь Латин предстает неким «старым скупиндею», по сути слабовольним, бесхарактерным, но гонористим. Его дочь тоже не прошло колкое перо автора, который сравнивает ее с мухой в кипятке, она и делала все время, что «в зерцадло глаза все пьяла».

Рутульський - «князек» Турн представляет собой повесу-офицера, задиры, напыщенного. А это же защитник господствующей верхушки!

И. Котляревский остро осуждает пороки феодального строя, в котором простой человек не имел возможности реализовать себя. Старое колесо государственного устройства давило ростки нового, прогрессивного. Поэт-просветитель, Однако, оптимистично настроен. Подавая развернутую картину ада, он поместил туда взяточников, скупых, лжецов, лжевчених, воров и т.д. Следует отметить, что аморальные явления, осужденные автором, касались преимущественно господствующих классов:

Господ за то там мучили
И жарили со всех сторон,
Что людям льготы не давали
И ставили их за скотов.

Таким образом, продолжая и развивая традиции украинской сатирической литературы Г. Сковороды и писателей XVIII вв. Котляревский сделал значительный шаг вперед к выяснению взаимосвязи между общим состоянием общества и личностью. Развенчивая пороки тогдашнего имперского устройства, поэт-просветитель противопоставил ему свободолюбивых, независимых троянцев - запорожцев. Тем самым он утвердил мысль о возможности построения общества, основанного на принципах естественного равенства людей и справедливости.