Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Не делай другому того, чего не желаешь для себя

Народные пословицы являются сгустком человеческого нравственного опыта. Но мы не всегда придерживаемся правил, завещанных нашими родителями. Все эти правила называют этикой. Этика является элементом культуры.

Один древний миф рассказал древнегреческий философ Протагор. Когда боги создали людей и животных, они приказали двум титанам - Прометею и Епітемею - дать людям каких-то способностей. Епітемей выпросил у Прометея эту работу, но распределение способностей совершил достаточно прямолинейно: одним дал силу, но не дал скорости, а другим, слабым, подарил скорость. Даже пищу животным подарил разное: одним злаки, другим корни, третьих сделал хищниками. Хищникам приказал размножаться медленно, а тех, кого они едят, наградил плодовитостью. Для каждого Епітемей дал свою защиту от непогоды. Когда Прометей пришел посмотреть, что сделал его брат, то увидел, что все живые существа получили что-то, чтобы остаться живыми на земле. Все, кроме человека. Только человек осталась голой и беззащитной перед силами природы. Тогда Прометей украл у богов огонь и дал человеку способность к мастерству. С того времени род человеческий научился добывать огонь, строить жилище, находить и готовить пищу. Но жили люди, в отличие от животных, врозь - взаимное недоверие отталкивала их друг от друга. Тогда Зевс отправил к людям своего сына Гермеса, чтобы дать людям стыд и правду, чтобы они смогли жить вместе. Гермес спросил у отца, как все это среди людей разделить - как все искусства или как-то иначе? Искусства раздавались людям выборочно, потому что не каждый должен быть одновременно и кузнецом, и музыкантом, и врачом. Зевс ответил, что стыд надо распределить на всех, иначе не смогут жить ни города, ни государства.

Моральные принципы достает каждый человек - дома от родителей, в школе и на работе - от окружения. Каждый раз она должна делать свой выбор - как древний сказочный богатырь, остановился возле камня и не знает, куда идти: пойдешь влево - там смерть, направо пойдешь - совсем пропадешь, прямо пойдешь - к ворам попадешь. Разбив любимую мамину чашку, надо делать выбор - сказать правду или нет. Хочется избежать родительского гнева и в тоже время остаться честным. Это может быть что-то важнее чашки, но выбор каждый раз делать надо самостоятельно.

Слово «этика» происходит от древнегреческого «этос» - «местонахождение» или «характер или природа какого-либо явления». Аристотель называл этическими целый ряд черт человека: мужество, щедрость и т.д. Он первым назвал науку о нравственности этикой. Древние римляне вкладывали в это понятие в слово «мое», что означает «обычай». Римлянин Цицерон прилагал слово «мораліс» - «моральный», до определения черт характера.

Мораль - это нормы поведения, принятые в обществе, обычаи, понятия о добре и зле. Нормы морали отличаются в разных местностях, в разных странах. Именно это помогает людям жить в согласии друг с другом. И именно это может вызвать недоразумения между представителями разных народов, разных слоев населения. Выдающийся ученый и философ В. Вернадский считал этические вопросы главными для человечества, подчеркивая, что главной задачей человека является максимальная полезность для окружающих.

Нравственность общества можно легко проверить по его отношению к старикам и детям. Старость - это первый привилегия, известный еще со времен родового строя. Старые люди хранили историю своего рода, традиции и обычаи, учили труда, которая помогала выжить, они регулировали взаимоотношения между членами племени, давали имена новорожденным, их ценили за опыт. Сегодня, когда старые люди уже не выполняют таких важных функций в обществе, изменилось и отношение к ним. Дети не уважают родителей, старики стали обузой для них. История короля Лира хотя и рассказывает о языческие времена, но по сути является глубоко современной для общества как во времена Шекспира, так и сегодня. Разбиты трепетное отношение к старости. Судьба пожилого человека, беспомощным и одинокой, - ужасная. Мизерные пенсии не дают возможности жить достойно, а дети, занятые зарабатыванием денег, порой забывают не то что помочь в чем-то, а даже написать письмо или позвонить.

Не только родные дети должны помогать своим родителям. Это касается общества в целом. Уважение к старости является проявлением уважения к человеку вообще. Если мальчик не уступает пожилой женщине место в трамвае, можно догадаться, что и дома он не преподнесет тяжелые сумки по лестнице своей бабушки.

Отношение к детям - тоже показатель социального бытия общества. Сегодня государство не в состоянии заботиться о детях, которые оказались на улице, не имеют крыши над головой, одежды, еды, нигде не учатся. Много детей попрошайничают на улицах, просят в поездах и на рынках. Часто туда их посылают именно родные, потом отбирая выпрошенные деньги. Ребенок не свободен уйти от таких родителей, она не знает другой жизни. Количество брошенных матерями детей свидетельствует о том, что не все ладно в нашем мире. То же надо что-то делать для того, чтобы такого не было.

Один человек может немногое. Отдать свои конфеты девочке на улице. Помочь бабушке перейти покрыто льдом шоссе. Просто подать руку пожилому мужчине с палочкой, которому трудно быстро выйти из автобуса. Но чем больше будет таких людей, тем уютнее станет жизнь старых людей и детей. И тем удобнее нашу жизнь в таком мире.