Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ГРИГОРИЙ КВИТКА-ОСНОВЬЯНЕНКО
Специфика изображения человека в повести «Маруся» (Г. Квитка-Основьяненко)

Эпоха новой украинской литературы начинается с прекрасного произведения. Котляревского «Энеида». После выхода «Энеиды», как это часто бывает по создании настоящего шедевра, появилось много подражателей и даже эпигонов творчества И. Котляревского. Когда шовинистически настроенные критики брали в руки «Энеиду», планируя закинуть автору использования «мужицкой речи», они начинали смеяться и, поражены совершенством поэмы, не могли уже сказать ничего плохого. Но они нашли другой выход из ситуации», утверждая, что русский язык пригоден только для создания комических произведений, но не для лирических, эмоциональных произведений. Такие несправедливые упреки надо было опровергать. Поэтому Г. Квитка-Основьяненко создает свою повесть «Маруся», которая навсегда утвердила то, что русский язык пригоден для создания любого жанра литературы, она может быть использована и как средство передачи искрящегося непревзойденного юмора, и как средство создания эмоциональных, лирических произведений.
Основной характерной чертой повести «Маруся» является то, что это произведение относится к литературного направления сентиментализма, следовательно, именно чувства героев является главным объектом авторского и читательского внимания.
Сентиментализм предусматривает принципиально новое отношение к человеку, новое видение человека. Это проявляется и в повести «Маруся», главные персонажи которой - Маруся, Василий, Наум Дрот - люди с чуткими душами, именно их чувства и изображает автор.
Маруся - один из самых прекрасных женских образов за все времена существования украинской литературы. Маруся предстает перед нами красивой девушкой, но не менее она красивая и духовно: она трудолюбивая, воспитанная в работе, не мыслит себя без ежедневной работы, без помощи батькам. ее отношение к .батьків тоже достойно уважения: она уважает и любит их, уважает их мнение. Возможно, Маруся кажется слишком покорной своей судьбе, она не способна и не привыкла бороться с жизнью, с неблагоприятными обстоятельствами. Наверное, современный читатель считает эту покорность недостатком Маруси, но эта ее черта, видимо, обусловлена воспитанием. Прежде всего христианским воспитанием. Девушка очень набожная, она не только помнит о моральных ценностях, но и живет по христианским заповедям.
Василий - достойная пара для Маруси. Как и положено мужчине, он более решительный, чем Маруся, но не менее эмоциональный. Итак, сентиментализм как особое мировосприятие предполагает эмоциональность в любом человеке, ведь на самом деле все мы способны и склонны к переживаниям. Мне показалось, что чувства главных героев произведения несколько гипертрофированные, преувеличены, поскольку слезы мужчины перед разлукой с любимым или же смерть от боли потери Маруси, на взгляд современного читателя, не слишком правдоподобные. Однако мы должны помнить о том, как много в литературе обусловлено литературным стилем, концепцией, и как много предопределяется самой жизнью (ведь со временем люди меняются, их отношение к жизни, к обстоятельствам также не остается постоянным).
Характерной особенностью сентиментализма относительно показа человека является также выбор социального положения персонажей: обычно они простые люди. Наверное, этим авторы пытаются подчеркнуть, что чувства и эмоции присущи всем людям, независимо от их социального статуса или образования. В наш скептический и прагматичное время, я думаю, стоит снова обратиться к литературе сентиментализма, чтобы вспомнить, что чувства людей, их внутренний духовный мир весят больше, чем внешнее и материальное...