Сочинение
Иван Багряный
Художественное осмысление общечеловеческих ценностей в романе Ивана Багряного "Тигроловы"
Народу мой! Нездужий край мой! Когда избавишься от клейма веков неволи?
Я слышу пение... Я слышу пение рабов... Я слышу, как под шум тысяч молотков В лесах весь, спинаєшся к солнцу! / I. Багряный / Только тот, кто не равнодушен; только тот, кто готов на весь мир кричать о неслыханное бедствие, что навалилось на Украину, может стать рядом с Иваном Багряным. Эту мысль подтверждает Ю. Шерех (Шевелев): "Багряный - человек, чья жизнь и творчество - одно упорное и героическое, великое нет: нет русификации, нет - цензуре, ни - безправ'ю, нет - бесчеловечности и тысячи меньших нет, пронесенные и стверджені сквозь пытки и фронты, сквозь подвиг труда и труд подвига". Только самоотверженный, до конца верный своему писательскому долгу, только такой творец мог за 14днів написать впечатляющий приключенческий роман "Тигроловы" (первое название "Звероловы"). На литературном конкурсе в Львове разделил первое место с повестью Т. Осьмачки "Старший боярин".
Талантливый мастер приключенческого романа сразу захватывает нас, постоянно задавая вопросы, а что дальше? Да и начало произведения - это его кульминация: совершает побег арестант Григорий Многогрешный, за которым пристально следит сам начальник этапа, из гигантского двоокого циклопа, эшелона смерти. Судьба спасает его, шесть дней, нечеловеческими усилиями преодолевая километры тайги, наконец находит Григорий приют, душевное равновесие, тепло в семье украинцев Сирков. Григорий захвачен красотой дальневосточной природы, которую с мастерством утонченного художника, рисует автор. Григорий бросил вызов природной стихии, стремясь сохранить себя, свое человеческое достоинство, которую хотели растоптать новейшие палачи: "Фантастическая, удивительная панорама. Могучая в своей красоте и... страшная. Его никогда не перейти и не осилить, не выплыть из этого ужасного океана." Такие мысли подтолкнули все же Григория идти, искать жилье - и он его нашел. Жизненные коллизии людей переплетаются с растительным и животным миром: затравленный изюбр, гордое, выносливое животное, даже в предсмертной агонии имеет вид непобедимый. Но найзмістовнішим в романе является образ тигра, который приобретает аллегорического звучания, как и название произведения. На первых страницах появляется упоминание о нем как "найдивоглядніший и самый фантастический аксессуар" тайги, ее символ. "Страшное божество, полосатое кожей, а еще смугастіше репутацией" захватывает легкомысленных искателей приключений, которые находятся в этом найкомфортабільнішому экспрессе. Но ведь этим же экспрессом, но на другое охоту едет майор ОГПУ-НКВД Медвин. Характеризуя этого человека, ІванБагряний предостерегает, что он, Медвин, страшный настолько, что и у тигров бы "стало волос дуба". Автор больно поражен: в условиях тоталитарного режима человек охотится на человека. Автор углубляет эту мысль рассказом Сирков как "хохлы тигров живьем ловят". Нас, читателей, интересует вопрос, что заставило украинцев, испокон веков земледельцев, поселиться на Дальнем Востоке? Бегство-спасение. В тайге для человека-беглеца опасность от людей наименьшая, пока там не появился майор-людолов. Медвин - это символ системы, что несет зло, нарушает исконные моральные законы тайги, разрушает устоявшиеся нормы человеческого сосуществования. И справедливая пуля Григория укорачивает жизнь энкаведисту-людолову, этот его поступок - расплата за несправедливое заключение как "страшного государственного преступника". Григорий не видит за собой какого-либо преступления. Попав в семью Сирков, которая приняла его как родного сына, юноша, когда очнулся от бреда, со всей прямотой говорит "...что бы не подумали, как бы вы не думали, я хочу лишь сказать... что я честный человек". Главный герой произведения Григорий Многогрешный - сильная и мужественная личность, жизненное кредо которой - "Лучше умереть на бегу, чем жить гниючи". Его побег - это вызов всей системе, которая пыталась превратить человека в бессловесного, растоптанного и уничтоженного морально и физически раба. Писатель последовательно утверждает мысль, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком, верить в себя, в победу добра над злом.
Как и Григорий, Серы - гордого, казацкого рода, трудолюбивые, вы-длительные, смелые, честные. Их любовь к Отчизне не шумная, не показная, спрятанная глубоко в сердце. В поисках лучшей жизни судьба забросила их в Приамурье, они нашли здесь вторую новую Украину, счастливей. Но тоска по родному краю не покидал переселенцев. Синьоволошкову, дзвінкоголосу, чебрецеву навеки сохранили они в своем сердце. Поэтому и традиции, и обычаи, и обряды, и песни родного края сохранили украинцы. Для них любить Украину, землю своих отцов, - как дышать, а дышать имеет право каждый человек. А потому Сирко говорит больному Григорию: "Ты здесь дома. Понял?"
Но сталинская система поставила себе за цель уничтожить человеческое в человеке, посягнула на самое святое - на ее жизнь . Два полярные экспрессы стремительно приближаются друг к другу. В одном - смертники, сотни невинно осужденных людей. А в остальном - едет "цвет рабоче-крестьянской империи". Они одинаково воспринимают тигров, омулів, женьшень, и серые шеренги каторжников. И вот перед нами появляется еще один экспресс, который "возіт дрова и лес". Этот эшелон, с горькой иронией замечает автор, является воплощением "заключітельной фазы построєнія социализма в адной стране". Обманутые контрактовики и завербованные, розкурку лени и "вредители" - каждый тлеет сердцем за свою горькую судьбу: "Все! Вся Отчизна вот так - на колесах позагеттю, раздавленная, раскромсанная, обезличена, в чесотке, в грязи... отчаянии! Голодная!.. безвыходная!.. бесперспективное!.." На остановке этот эшелон встречается еще с двумя этапами - сумасшедшее время переселения.
Однако "смелые всегда имеют счастье", как Григорий Многогрешный, что не покорился ужасным обстоятельствам, а "прыгнул в определенную смерть, но не сдался". Именно с этим героем I. Багряный связывает свои взгляды на будущее Украины. Украина должна стать свободным, независимым государством, должна возродиться к новой жизни - так думал писатель, когда писал роман. И его надежды, мечты сбываются сейчас.
|
|