Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН ФРАНКО
Трагическая судьба подгорного крестьянина в произведениях Ивана Франко

Иван Яковлевич Франко написал большое количество прозаических произведений, в том числе более 100 рассказов. Больше всего рассказы из жизни галицкого крестьянства, которое он хорошо знал, ибо сам из него вышел и не порывал с ним связи до конца своей жизни.

«Как сын крестьянина, - говорил он, - вскормленный твердым мужицким хлебом, я чувствовал себя в долгу отдать труд своей жизни поэтому простому народу».

Писатель реалистически отразил тяжелое положение галицкого крестьянства до и после реформы, которая была проведена в интересах эксплуататоров. Мизерные клочки земли, выкупленные у помещиков, не могли прокормить семьи. А очень много семей вообще не имели земли, ибо помещики забрали лучшие земли и пастбища. Часть шла в город. А работы всем не хватало.

Тысячи крестьян были вынуждены покидать родной край и искать лучшей доли за океаном. А те, что оставались, гнули у богачей спину за кусок хлеба, чтобы не умереть с голода. Рассказ «Хороший заработок» изображает жизнь такой спролетаризованої семьи. Рассказ ведется от имени первого лица - деда Панька. Очень бедствует семья его: «Почвы нет и крохи, всего-на-всего одна хижина, да и то старая. А тут женщина, детишек двое, кобы здоровы». Спасаясь от голода, Панько отдает своих сыновей-подростков в пастухи к хозяев за еду и одежку кое-какую, женщина прядет. Он носит «мітовки» продавать, но может заработать только по три-четыре крейцера за метлу. А еще господину надо платить за прутья.

Дед Панько себя называет бедным халупником. Он всю жизнь работает в поте лица, а живет в настоящих нищете. Вся сила его ушла на богатых, поэтому он преждевременно постарел, вот почему его, еще не старого, зовут «дедом». «Дед» еще потому, что плохо одет, небрит, от работы изогнут. Дедом его сделала действительность того времени. Для показа тяжелого труда героев Франко широко обращается к метафорам: «Кипит работа», «из нас ручейком пота льются», «еле дышим, а идем, аж глаза из головы лезут». Писатель использует разнообразные сравнения, показывающие, с каким старанием бедняки взялись выполнять заказ для хорошего заработка», чтобы было чем платить налоги: «Сейчас на той же неделе прихопилися оба, как до горячего борща». Это сравнение употреблено неспроста. Для таких нищих, как Панько, горячий борщ был редкой едой. А ели такое: «бульба, и борщ, порой некоторые крупы и хлебушек, который лучиться: ржаной то ржаной, а ячменный или овсяный, то и за то благодарение Богу ваты».

Вручая Панькові налоговый билет, войт говорит: «велено поставить тебе отсю пиявку». Действительно, то была для бедняка кровавая пиявка, ведь он не может платить по пятнадцать гульденов ежегодно. По его хату, проданную с торга, еле эту сумму дали. Острие сатиры писатель направил против эксплуататоров. Юмором усиливает трагизм деда Панька, который отказался уплатить налог, за то, что потерял дом: «А видите, таки я вас іздурив! Разве я вам не говорил, что голого не обідреш?». Обнищавшее крестьянство было беззащитным в условиях тогдашнего строя. В повести «Борислав смеется» И. Я. Франко тоже подает картину нищей жизни крестьян. Бенедьо Синица, идя к Борислава, видит в селах: «люди грустные и черные, как земля. Не слышно обычных воскресных сміхів и шуток на выгонах». Бенедьо шло те бедные села, умирая с голода.

В драме «Украденное счастье» Франко показывает трагедию крестьянства за жизнь Николая Задорожного. Он ненавидит богачей, на которых работает тяжело изо дня в день. Не смотря на большой мороз и лютую метель, он вынужден за бесценок надрывать свои силы и силы лошадей. Николай уже не имеет сил мириться с несправедливостями и страшной эксплуатацией и взрывается гневом против произвола войта. «Хоть вас уже раз, - заклинает он, - человеческий труд рассадила и розперла». Грозит войту: «Я на нем свою боль поищу».

Эти слова звучат как обвинение, что носят обобщающий социальный характер. Устами Николая говорит весь угнетенный народ Западной Украины.