Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

СТЕПАН РУДАНСКИЙ
Жизненная правда и острота співомовок Степана Руданского

В середине XIX века литература страдала от жестокой цензуры. Писатели не могли свободно высказывать свои мысли, а потому искали такие формы, в которых могли бы разоблачать несправедливость общественного строя, высмеивать господ и чиновников. 1859 года начинает выходить сатирический журнал с карикатурами «Искра». В этом журнале печатались «Малороссийские анекдоты» - прозаические переводы співомовок С. Руданского.
Степан Руданский увлекался народным юмором, остроумием и меткостью анекдотов. Поэт выработал собственный стиль комического изображения типичных явлений жизни. Юмор для него был не самоцелью, а средством обличения человеческих пороков. В небольших зарисовках Руданский отражает настроения крестьянства, высмеивает господ и чиновников. В его произведениях нет гнева, мало сарказма, но полно юмора и смеха. Он смеется громко и остроумно, корит богатых за жадность, корыстолюбие, зманіженість, а чиновников за крючкотворство, чванство, взяточничество. Собирательный образ положительного героя співомовок - это крестьянин-бедняк, батрак, чумак, гастарбайтер, запорожец. Он не очень озабочен своей бедностью, уверен в своей правоте, позорит неправду. Главное и последнее слово всегда остается за этим героем, а стычка между представителями противоположных социальных слоев заканчивается его победой.
Своими співомовками Руданский доказывал, что устное народное творчество - это не только тоскливые или задушевные песни. Украинцы всегда умели повеселиться, посмеяться с себя и других. Народные кобзари, подобно Шевченкового Перебенде, пели и веселых песен. Именно их с особым удовольствием записывал Руданский.
Сюжеты юмористических стихов Руданского - это в основном разговор двух лиц, в которой вырисовываются характеры персонажей, а словесная дуэль быстро заканчивается победой остроумного бедняка.
Так, в співомовці «Господин и Иван в дороге» ведется диалог между господином и Иваном. Господин всю дорогу ел еду Ивана, а когда они закончились, дурит голову крестьянину разными выдумками. Когда ему не удалось обмануть Ивана, господин пошел на хитрость и предложил отдать добытое ими в дороге гуся тому, кому приснится самый лучший сон. Утром Иван спокойно выслушал вымысел господина, что во сне его якобы «все святые есть припрошали», и добавил:
 
Я сам видел, как вы ели
Какие марципаны...
И смотрю, что не голодны,
Имеете закуску...
Да и сел возле печи
Да и стеребив гуся!..
 
В співомовці «Хорошо торгувалось» чумак ходит между многочисленными магазинами большого города, спрашивая дегтя. Купцы хохочут с него, а он только сплюне и до второго магазина, побогаче, сует». В самой богатой лавке два купцы решили посмеяться над чумака и сказали, что здесь только глупые продаются.
 
А чумак им: «Так ничего же,
Хорошо торгувалось,
Что йно два вас таких красивых
На продажу осталось».
 
В співомовці «Снизил» Руданский высмеял глупость двух приятелей, которые за рюмкой начали спорить, кто из них лучший стрелок. Трофим предложил. Герасиму сбить шаром с его чуба шапку и натянул ее вовсю себе на лоб. Герасим хорошо прицелился, выстрелил, и пуля пролетела Трофиму «через шапку и лоб». Герасим сокрушенно покачал головой:
 
Извини меня, Трохиме, -
Герасим проговорил, -
На два цалі лишь снизил -
Да и шапки не ізбив.
 
Юморески, юморески, басни Руданского восхищали своей оригинальностью не только простых людей. Иван Франко в своем исследовании творчества Степана Руданского отмечал мастерство писателя, который в коротких формах произведений сумел передать и красоту народной речи, и глубокий философский подтекст небольших картин.
И действительно, в этих отдельных зарисовках Руданский подает яркие эпизоды, в которых отражены настроения крестьянства, осмеяно господ и чиновников, раскрыто лицемерие, самодурство помещиков.