Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Историческая школа в фольклористике - одна из ступеней развития теоретической мысли в европейской фольклористике. Появилась после первых двух предыдущих этапов - мифологической и миграционной теорий в первой половине XIX в. Представители І.ш.у ф. основное внимание сосредотачивали на историческом аспекте фольклора (где и когда возник произведение, какие исторические события повлияли на его содержание и т.п.), развивали историческую географию устного народного творчества, осуществляли масштабные экспедиции, выдали ценные сборники и антологии фольклора. Историческому героическому эпосу придавали особого внимания, стремились сравнивать соответствие его содержания с реальными историческими событиями. Меньше внимания уделяли эстетическому аспекту анализа фольклора, специфике его творческой лаборатории - фольклоризації документального в его содержании, что повлекло появление разногласий между содержанием произведения и реальными фактами, которые правили за импульс его рождения. Эти разногласия они толковали как "порча" першотворів, авторство которых принадлежало более образованным людям с княжеского или дружинного среды. Среди выдающихся фольклористов І.ш.у ф. - английский филолог М.Мюллер, немецкие ученые - историк и культуролог К.-О.Мюллер, этнограф и фольклорист В.Шварц, российский историк и фольклорист В.Міллер (начинал от теории заимствований, создал свою І.ш.у ф., что доминировала четверть века в российской науке с 1890), О.Пипін, который рассматривал совместно российский и украинский фольклор, и др. Развитие теоретической мысли в украинской фольклористике проходил в тесной связи со всеми достижениями народоведческой науки соседних европейских стран, но с той особенностью, что ни один украинский ученый не имел возможности свой труд сконцентрировать исключительно на теоретических проблемах фольклористики, потому что для нации в подневольных условиях уже от самых истоков зарождения фольклористики как науки в эпоху романтизма первостепенное значение имело собирание и издание национальных сокровищ фольклора как средства утверждения и защиты национальной идентичности и достоинства. В этих условиях исторический аспект трактовки фольклора был главным. Его выделяли в своих трудах м. максимович, І.Бодянський, Костомаров, который уже в 1843 выступил с первой теоретической работой в славянском мире - магистерской диссертации "Об историческом значении русской народной поэзии" (на украинском материале). Доминировал этот аспект анализа фольклорных произведений и в конце XIX - начале XX в. в трудах П.Житецького, М.грушевского, Д.яворницкого и др. І.ш.у ф. нашла свое отражение в трудах ученых разных стран. Она, как и другие школы (теории, направления), обогатила фольклористику новыми идеями, подходами, собранным и систематизированным материалом.