10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Раскрытие проблемы гражданской ответственности поводыря нации в поэме Ивана Франко «Моисей»
Поэма «Моисей» написана великим Каменщиком почти сто лет назад. И сегодня, когда Украина стала на путь независимости и уже десять лет ним шагает, это произведение имеет острую актуальность как никогда. Страна насчитывает огромное количество различных партий и объединений, которые выдвигают своих лидеров с их программами «за счастливое будущее нации». Кому поверит, за кем пойдет народ, украинский народ, обессиленный годы социально-экономических трудностей? Какие качества должен иметь тот поводырь нации, который выведет ее на твердый путь мощи и расцвета?
Ответы на эти нелегкие вопросы я находил, когда читал Франко «Моисея». Он, как и Шевченково послание «И мертвым, и живым...», зовет каждого из нас к размышлениям: как жить, какими путями идти к счастью, каким вождям доверить свою судьбу.
В своей поэме Франко через библейский сюжет раскрывает национальные, украинские проблемы, подавая через символы и подтексты размышления о нелегком пути родного народа к свободе. Я читаю «Израиль!», а слышу «О, Украина!», вижу трудности и переживания евреев, а передо мной предстает мой народ. Поэтому я так внимательно приглядываюсь и знакомлюсь с образом Моисея - пророка, поводыря, который стремится вывести народ Израиля в Палестину - землю обетованную. Это он в лирическом монологе «Народ мой, замученный, разбитый...» обращается не только к израильтянам, но и к родному Франко народа украинского:
О нет! Не сами слезы и вздохи
Тебе суждено! Верю в силу духа
И в день воскресный твоего восстания.
Эта вера в свой народ помогает Моисею постичь глубокий смысл и значение священного завета Иеговы: необходимо беспокоиться не только о хлебе насущном, главная задача поводырей - заботиться о сохранении высокого морального духа свободолюбивого народных масс:
Кто вас хлебом накормит,
Кто вдруг с хлебом пойдет к навозу;
А кто духа накормит у вас,
Тот сольется со мной.
По моему мнению, именно в этом сплошном и гармоничном слиянии вождя с народом усматривает Каменщик самое главное призвание и самое существенное качество лидера нации. Образ Моисея был ему духовно близок. Через него поэт раскрыл все свои качества пророка, который волей Бога имеет глубже, чем другие, видение и понимание жизни, но не имеет полной поддержки народа, ради которого несет свой подвижнический крест. И именно в этом и заключается сила самоотверженного служения народу, любовь к нему и жертвенность, понимание его достоинств и недостатков:
Потому что люблю я тебя не только
За твою добрую натуру,
А и за недостатки и злобы твои,
Хоть над ними и плачу.
В поэме мы видим пророка в разных обстоятельствах, которые помогают многогранному раскрытию его образа. Вот он, уверенный в своей святой миссии, говорит: «Так с тех низин, туманных и страшных я хотел их подвести». А вот он в одиночестве и горечи от непонимания и отсутствия поддержки тех, кому он так тяжело добывает свободу. Моисей предстает перед нами не строгим отшельником, а очень добрым и милосердным человеком, главное богатство которого - мудрая голова, бескорыстная любовь к своему народу и искренние молитвы. Я думаю, что именно таким и должен быть настоящий лидер, поводырь нации. Только за ним народ может шагать до счастливого бытия спокойно и уверенно, опираясь на его правду.
...Прошли годы, сменились эпохи, а мы и сегодня прислушиваемся к Франкового слова. И в этом - художественная сила произведения и его бессмертная живая энергия.
|
|