Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
В первые десятилетия XIX в. наиболее плодотворно развивалась обучающая литература, в частности жанр басни. Почему?

Известно, что каждый писатель, даже если и работает во многих жанрах, всегда активно выражает себя в каком-то одном. Поэтому и имеем определение «поэт-лирик», «песенник», «романсист», «баснописец», «романист», «новеллист», «повістяр», «комедиограф» и т. д. Но если какой-то один жанр или его определяющие черты становятся ведущими в тот или иной период развития литературы, то причину следует искать не в особенностях дарования художников, их индивидуальной творческой манеры, а в особенностях общественного и эстетического развития.

Так. в 10-30-х pp. XIX в. наиболее активного развития приобрела обучающая литература, в частности жанр басни. Байка стала самым популярным жанром. К ней обращались и известные поэты (П. Гулак-Артемовский, Е. Гребенка, В. Забила, Л. Боровиковськнй), и малоизвестные. Как считают исследователи, писал басни и зачинатель новой украинской литературы И. Котляревский: остались упоминания о его переводы или перепевы французского баснописца XVII ст. Лафонтена (к сожалению, сами тексты утрачены). В чем же причина такой популярности этого жанра, какие общественно-исторические факторы обусловливали и стимулировали его активное развитие? В конце XVНІ - в первые десятилетия XIX в. в Украину как составную часть Российской империи проникали из Западной Европы идеи антимонархізму, общественного прогресса, демократии, свободомыслия. Ставился вопрос о радикальном оздоровлении общества. Считалось, что этого можно достичь путем нравственного оздоровления каждого человека, путем убеждений, пропаганды и образования, речь шла не только об образовании, а о «просветление умов», о преодолении мрака невежества и церковного мракобесия. Поэтому этот идейный движение получило название Просвещения, а его представители именовались просветителями. Особого развития Просвещение приобрело во Франции, выдающимися его представителями были Дидро, Вольтер и Монтескье. Идеи европейских просветителей в Украине не получили значительного развития и массового распространения. Они стали достоянием лишь отдельных представителей дворянства. Однако эти идеи нашли свое проявление в таких формах общественной жизни, как масонство и декабристское движение. Масонство - это оппозиционное течение, одна из форм недовольство дворянства существующим общественным строем и «проявление в коллективной форме индивидуального «самосовершенствование человека». Участником полтавского масонского ячейки («ложе») «Любовь к истине» был И. Котляревский. С декабристськими кругами были связаны такие кружки просветительской ориентации: А. Палицына на Слобожанщине, Я. Козельского в Глухове, В. Капниста вблизи Миргорода. Программа деятельности этих кружков предусматривала распространение среди соотечественников вольнолюбивых идей, мероприятия по развитию образования, литературы и, конечно, личности.

Много в тех программах было абстрактного, декларативного, но важно то, что кружковцы и сами занимались литературной деятельностью, и способствовали развитию литературы, литературной критики, журналистики, издательского дела. Так, А. Паліцину принадлежит один из первых перепевов «Слова о полку Игореве», где комментирование, толкование отдельных мест осуществлялось с привлечением украинского фольклорно-этнографического материала. В. Капнист, три сына которого были связаны с декабристами и в чьем имении останавливались М. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Пестель, написал антикріпосницьку «Оду на рабство». Участник просветительского движения В. Лобисевич оставил один из первых образцов травестіювання «Энеиды» Вергилия разговорным украинским языком. Атмосфера Просвещения повлияла и на первые журналы в Украине («Украинский вестник», «Харьковский демокрит»), материалы которых в значительной степени были проникнуты идеями нравственного оздоровления общества, культурно-образовательного развития края, поднимали, пусть и осторожно, вопросы улучшения положения крепостных.

И, пожалуй, наиболее полно идеи просветителей нашли свое проявление в художественной литературе, которую они считали основным средством воздействия на общество, человека. Эти идеи формировали соответствующий способ мышления украинских писателей первых десятилетий XIX в., который заявил о себе и в отборе материала, и в характере его трактовки, критериях оценки изображаемых явлений. Итак, вырабатывался новый творческий метод, названный в литературоведении просветительским реализмом.

Просветительский реализм предполагал изображение жизни в его бытовой или морально-этической плоскости, выражение в художественной форме просветительских идей (образования, нравственного оздоровления человека и общества), показ высоких моральных качеств представителей трудового народа и паразитизма и морального вырождения господствующих слоев, а также моральный критерий оценки ситуаций и образов, авторские поучения и наставления. Художественная стоимость произведения без морально-дидактической установки не мыслилась. «Была бы цель нравственная, назидательная, а без этого, как красиво не пиши, все вздор»,- писал в одном из писем Г. Квитка-Основьяненко.

Так, элемент поучения, наставления в форме авторских сентенций имеющийся уже в первом произведении новой украинской литературы-«Энеиде» 1. Котляревского («Любовь к Отчизне где героїть, там сила вражья не устоит...», «Мужича правда есть колючая, а панская на все стороны гнуча» и др.). Поучительными куплетами заканчиваются «Наталка Полтавка» и «Москаль-волшебник», а тексты драм перенасыщены пословицами и поговорками морально-поучительного содержания. Поучительны в основе своей и повести Г. Квитки-Основьяненко, которые воспринимались, по словам П. Кулиша, как «блаховіствованне божьей правды, наука хорошей жизни». По композиции и идейно-тематическим направлениям они напоминали иллюстрацию к готовой тезисы в форме народного пословица «Знай швец свое шевство, а в портниха не мішайся» («Салдацький патрет») или библейского наставления: человек на семь мире только гость, и благодарить Бога за земные радости надо «и ложась, и устаючи» («Маруся»). Поучение в лирических отступлениях и комментариях встречаем и у раннего Т. Шевченко («Кохайтеся, чорнобриві, та не з москалями...»). Наиболее отчетливо литературно-эстетические установки просветителей сформулированы в жанре басни с ее обязательным неприкрытой моралью. Следовательно, активность развития и распространения этого жанра были обусловлены самой эпохой, ее запросами и потребностями.