Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



8 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Эстафета поколений

Родители и дети! Дети и родители!

Нероздилиме и извечный круг.

Мы засеваем житейское поле,

И не на день преходящий,- на века.

Б. Олейник



He можно быть настоящим гражданином своей страны, когда ты не осознаешь своего корни, когда ты не знаешь историю своего народа и своей семьи.

У всех народов мира существует поверье, что тот, кто забыл обычаи своих родителей, карается людьми и Богом. Он бродит по миру, как блудный сын, и нигде не может найти себе приюта, потому что он потерян для своего народа.

Наш великий поэт Тарас Шевченко, обращаясь к Украине как к матери, которая вечно страдает, спрашивает:

Или ты рано до восхода солнца

Богу не молилась?

Или ты детишек неопределенных

Обычая не учила?

Как видим из этих слов Шевченко, не учить своих детей обычаев, не передавать мудрость и опыт народа от поколения к поколению - это такой же большой грех для матери, как и грех не молиться Богу.

Бесценным является и исторический опыт поколений, поэтому перенять его эстафету, усвоить наилучшим образом - очень важно для молодежи. Славная наша Украина героическими страницами истории, мужеством борцов за ее свободу. Вспоминаются слова Тараса Шевченко, которые должны запечатлеться в сознании каждого украинца:

Все разберите... да и спросите

Тогда себя: что мы?..

Чьи сыновья? Каких родителей?

В течение многих лет нас пытались сделать людьми без рода и племени, а сегодня наше стремление знать свое героическое прошлое свидетельствует о духовном возрождении нашего народа, о его славу и могущество.

Вчитуюся в слова «Родная земля моя, ты казацкой славой щедрая», и невольно хочется задуматься о прошлом, отыскать свои корни, найти ту силу, которая даст желание жить в настоящем, любить свой народ, свою родную землю. Действительно, одной из самых славных страниц истории Украины есть казацкая эпоха, ее долго пытались замалчивать, но все равно память о нем передавалась от одного поколения к следующему в народных песнях, легендах, думах, она жила в сознании людей, вызывала уважение и восхищение.

До эпохи казачества не раз обращались в своем творчестве много украинских писателей, поэтов, историков, и благодаря им у соотечественников пробуждалась национальное сознание, патриотические чувства. Вспомним по крайней мере поэзии Т. Шевченко, творчество П. Кулиша («Черная рада»), Леси Украинки («Боярыня»), Ю. Мушкетика («Яса», «На брата брат»). А благодаря непревзойденным исследованием выдающихся историков М. Грушевского, Д. Яворницкого мы имеем представление о тех временах, когда зарождалось казачество, узнаем об обычаях, традициях казаков, об их служения родной земле.

Извечная мечта украинцев о свободе и независимость тоже передавалась от поколения к поколению, поэтому наконец и осуществилась. Впрочем, представители старшего и младшего поколений иногда по-разному воспринимают исторический опыт. По этому поводу интересной представляется поэма Б. Олейника «Урок». В характере лирического героя поэмы нашло отражение сочетание того, что идет из глубины веков, с тем, что дала эпоха современная. В произведении сопоставлены два временные планы: события второй мировой войны и жизни современности. «Урок» написан в форме диалога отца с сыном - людей, кровно близких, но разных по своим мировоззренческим позициям, в частности, разным является их отношение к историческому прошлому. И наиболее отчетливо в «Уроке» звучит мотив памяти:

Память веры. Память рода.

Память флага и сердца.

Лишь по памяти в человеке

Познает мир Человека.

Автор утверждает мысль о необходимости приобщать молодое поколение к историческому опыту родителей, призывает помнить о погибших в борьбе с темными силами. Лирический герой Б. Олейника впитывает в себя прошлое, потому что чувствует себя звеном непрерывного исторического процесса.

Еще в глубокой древности возник обычай вести летописи, хронологии рода, чтобы передать потомкам память о своих предках. Каждое следующее поколение рассказывало о себе. В архивах хранится немало таких хроник. Они дают ценный материал не только для изучения того или иного рода, но и определенных общественных явлений. Ведь люди, семьи, династии были участниками важных исторических событий. Метафорически выражает мысль о связи поколений поэт Василий Симоненко, который глазами наследника смотрит на историю своей страны:

Что-то у меня было

И от деда Тараса,

И от прадеда -

Сковороды.

Семья похожа на дерево. От деда-прадеда-происходят и развиваются дети, внуки и правнуки по той же закономерностью, что и ветви от ствола. Так возникла традиция родословных (или генеалогических) деревьев, которые распространились в искусстве многих стран, в том числе и украинском. К сожалению, сегодня эта традиция утрачена. Но остается стремление молодых продолжить отцовское дело, поддержать честь своего рода. Я, например, хочу выбрать семейную профессию врача, чтобы не прервалась эстафета поколений.