Цель: научить учащихся составлять простой план прочитанного произведения, пересказывать сказку по этому плану; развивать умение систематизировать материал, логическое мышление, устная и письменная речь.
Ход урока
І.Перевірка домашнего задания.
1. Подберите пословицу и поговорки, которые бы соответствовали характерам главных героев.
- Ленивый и в своей хате змокне.
- Злости полные кости.
- Кабы свинье рога, весь мир бы переколола.
- Уродилось лентяйка нимало.
- И за холодную воду не браться.
-Где руки и охота - там скорая работа.
- Белоручки - дармоеды и недоучки.
- Трудолюбивые руки горы воротят
II. Объявление темы, цели и задач урока
III. Восприятие и усвоение учебного материала
1. Вступительное слово
Каждый писатель, начиная писать какое-то произведение, выстраивает для себя план развития событий. Конечно, в процессе работы он может меняться, но основное, так сказать, костяк остается. План помогает выделить самое главное, конкретизировать события, черты характера героя.
2. Вопросы для учащихся.
- что такое план?
- над составлением либо планов вам приходилось работать раньше? (план пересказа, сочинения, параграфа, рассказа)
3. Словарная работа
План - порядок размещения частей какого-нибудь изложения, его композиция
4. Слово учителя
Задача нашего сегодняшнего урока - составить план прочитанной сказки "Госпожа Метелица", выделив основные моменты произведения.
5. Коллективное составление плана сказки
1. Вдова и ее дочери
2. Наказание мачехи
3. Падчерица на службе у госпожи Метелицы.
4. Награда за хорошую службу.
5. Ледащиця у госпожи Метелицы
6. Заработок за лень.
6. Пересказ сказки "Госпожа Метелица" по составленному плану.
7. Сравнительная характеристика образа Метелицы в украинской и немецкой мифологии
В словаре "Украинская мифология является также образ Метелицы - - молодая девушка в белом венке, с лентами белыми, в керсетці, имеет 10-12 ниток дорогого жемчужного ожерелья, с распущенными волосами, очень веселая, хорошо танцует, в блестящих сапожках с серебряными підковками. Когда танцует, играет снегом: то подбрасывает, то метет ним, то крутит, то бросает в глаза людям
- Найдите в тексте портрет госпожи Метелицы и зачитайте его. Или відповідаєпортрет поступкам госпожи метелицы? О чем это свидетельствует? (красоту не пить с лица)
- Такой ли вы представляли внешность Госпожи Метелицы до того, как прочитали сказку?
- Есть ли в этой сказке элементы сказки о животных? Укажите их? Можно ли эту сказку отнести к категории сказок о животных? Обоснуйте ответы.
Госпожа Метелица относится к категории волшебных сказок
- Почему сказка "Госпожа Метелица" считается народной сказкой?
Домашнее задание: Прочитать сказки, составить план к сказке. Иллюстрация к сказке
1. группа "Король Дроздобород"
2. группа "Біляночка и Рум"яночка"
3 группа "Золотой Генрих"