Такая уж судьба украинской земли, что на протяжении веков она не знала покоя от многочисленных врагов, которые кромсали и утюжили ее, разрушая города и села, порабощая людей. Эти трагические страницы истории разворачиваются перед нами в народных думах и песнях. В частности, значительную часть фольклорных произведений посвящено героической борьбе славных украинских рыцарей за свободу, защитников родного края - запорожских казаков.
Украина долго ждала на них, потому что не имела никакой защиты для своих границ. Это позволяло преступникам безнаказанно грабить то, что добывалось тяжким трудом. Турки и татары не только опустошали земли, но и уничтожали и гнали в неволю украинский народ, а прежде всего - молодежь.
Приуныла Украина,
Потому что нечем прожить,
Истоптала орда конями
Маленькії дети, молодые -
В плен забрато;
Как заняли, то погнали
В господина, господина.
И гибли невольники в тюрьмах «царгородів» и «трапезондів», умирали от сверхчеловеческих мук на галерах, а чорноброві украинские красавицы становились наложницами в чуждых гаремах.
И переполнилась чаша народного боли и гнева. На защиту родного края стало запорожское казачество. Этой славной странице украинской истории посвящено много народных дум и песен: «Песня о Байде», «Дума про казака Голоту», «Дума о Самийла Кошку» и другие. В них казак изображается как мужественный воин, который «не боится ни огня, ни меча, ни третьего болота» и всегда готов прийти на помощь родной земле. Однако народному защитнику всюду грозит опасность. В «Думе про казака Голоту» его хочет захватить в плен и продать в рабство татарин:
Я вижу: в чистом поле не орел летает -
То казак Голота добрым конем гуляет.
Я его хочу живьем в руки взять
Да в город Килию запродати.
Казаки проявляют в этой борьбе благородство, «ни города, ни села не занимают», а нападающим дают решительный отпор, ибо так велит справедливость. И бывает, что герои попадают в плен, и тогда гонят их в турецкую неволю вместе с земляками, которых они не смогли освободить. Трагической судьбе невольников также воспето в думах и песнях:
Тяжелая неволя хорошо далась знать:
Кандалы руки и ноги повривали,
Сирая сирица тело казацкое-молодецкое
К желтой кости проедала...
Но и в турецкой неволе рыцари помнят свою родину и всем сердцем стремятся к ней. Враги надеются, что заставят казаков склониться перед ними, отречься от христианской веры, но герои предпочитают принять муки, выбрать смерть, но не покориться. Так погиб воспетый в думе Байда.
Те, что оставались живыми, прилагали все усилия, чтобы убежать, вернуться домой, как это удалось сделать героям «Думы о побеге трех братьев из Азова, из турецкой неволи». Самойло Кошка, гетман запорожский, захватил с собратьями галеру, на которой они были невольниками. Воины стремятся отомстить врагам, поэтому после освобождения не возвращаются домой, а, переодевшись в турецкую одежду, нападают на вражеские корабли.
Шло время, а врагов не уменьшалось. Над Родиной нависла опасность польского порабощения. Защитники родного края опять противопоставили захватническим намерениям чужаков свое достоинство и отвагу.
В думах и песнях, посвященных временам Хмельницкой области («Ой Богдане, батьку Хмелю», «Дума про Ивана Богуна», «Или не тот то хмель» и других), видим образы гетмана Богдана Хмельницкого и его военных соратников. Этих народных любимцев, которые возглавили движение за свободу и независимость Украины, изображено как мудрых вожаков, упорных воинов, пламенных патриотов и надежных защитников украинских свобод:
Или не тот то хмель,
Что круг тычин вьется?..
Ой то то Хмельницкий,
С ляхами бьется.
...
- А я ляхов не боюсь
Понятия не имею
За собой великую
Мощь я знаю...
История Украины написана слезами народными, но много в ней и героических событий. Народное творчество рассказывает о них грядущим поколениям, питая в них любовь к родному краю и гордость за наших славных предков, которые сложили головы в неравной борьбе, отстаивая свою свободу и независимость.