Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Светлана Лахвич

Эссе "Козырь-девка" в украинской литературе: литературная игра и значение"

Образ «козырь девки» - идеальный образ женщины в мужском воображении, который, как считают некоторые исследовательницы, является неплохим аргументом в пользу того, что, якобы, нет гендерного неравенства.

Этот, интересен своей неоднозначностью, противоречивостью и неисчерпаемым потенциалом, образ, как не странно, разрабатывался лишь писателями-мужчинами. Ивга, Настя, Дарья, Матрена и Маруся, Наташа - главные героини в произведениях Г. Квитки-Основьяненко, И. Нечуя-Левицкого, И. Котляревского. Эти женские образы в разной степени можно считать «козырными девушками». Обыгрывая такой манящий образ отважной, сильной духом, где-то разумного, где-то и скандальной, но все же такой родной и знакомой украинской девушки, писатели разной степени наснажили его характерными чертами козырь-девушки.

Почему упомянутые писатели не выпустили козырь-девку за пределы ее семьи, словно боялись, что она и там сможет упрочить свои позиции, как доминирующие. Но с другой стороны это подчеркивает маргинальность личности козырь-девки, чья жизнь и управление сводится лишь к домашнему деспотизму.

Этот факт не относится в полной мере только обиду Ївги, ведь в повести ее поступки развиваются на социальном фоне. Она побеждает в борьбе с сельской и уездной властью и даже губернским судом, добивается до губернатора и вызволяет из тюрьмы своего жениха - бедняка-сироту Левка, несправедливо приговоренного к ссылке в Сибирь. В «козырном» характере Ївги, в ее решительных действиях, отношении к «пиявки человеческой» - писаря со всем его «родом плохим писарським», к здирців господ-судящих показывается удельный черта украинской женщины с ее жаждой к справедливости, изображено пробуждение гражданской активности в простого человека. Она жертвует собой ради любимого, но жертвует активно, любовь дает ей и крылья орлиные, вдохновляет энергией без края, водит ею по всем митарствах социально-государственного ада, однако незапятнанным она проносит сквозь них свое чувство, чтобы отдать его освобожденном ее действиями избраннику. Это уже такой тип женщины, что в старину бралась за оружие, чтобы защитить семейный очаг, была не только товарищем и помощницей мужу, а чаще даже перед вела, председательствовала в семье.

Относительно Наташи из пьесы «Наталка Полтавка», то можно говорить о частичном сопротивление обществу в образе возного, а в целом ее деятельность не выходит за пределы семьи.

Что касается Насти, Дарьи и Мотри, то они поступают по-своему, свободно себя чувствуют на мужском месте «главы семейства», но в пределах семьи. В обществе они не имеют таких воздействий, рычагов, которые бы позволили утвердиться на первых позициях, и, кстати, им это и ненужно. Им хватает семейного поля для боя.

Для полноценной характеристики козырь-девушек в украинской литературе нужно упомянуть и о постоянное противопоставление сильной женщины слабом мужчине. Синонимическим рядом, который характеризует фигуру козырь-девки, может быть: проворная, подвижная, сильная, сильная, сообразительная и др., что лучше всего подчеркивает ее физическую активность, благодаря которой она приравнивается к сущности мужчины. То есть маскулинная черты предстают как образец, к которому она дорівнялася.

Следовательно, еще в примечаниях к пьесе «Бой-женщина» Квитка-Основьяненко опозиціонує своих героев, описывая их следующим образом: «Потап - глупий ревнивый мужик. Жена его - Настя - бой-баба. Она хочет отучить его от ревности и для того убедить его, что если захочет обмануть его, так ему от этого не спастись».

Эта особенность передается через речи героини пьесы «Сватовство на Гончаровке» к Прокипа: «Сиди, сиди себе там, мандрований щенку! Да и гляди: вот только хоть ногой выйдешь, то не побоюсь греха, буду бить, говорю тебе, что буду бить”.

Доминирование Одарки в семье все же остается на уровне интимных, внутренних семейных отношений с ее мужем. Когда речь идет о традиции или чужой посторонний погдяд для козырь-девки наступает время притворяться, за чем можем наблюдать вот в этом диалоге:

«Прокип (подумал, важно): Вот что мы сделаем, хлеб святой приньмаємо, доброго слова не цураємось; а чтобы вы нас не порочили, будто мы пересиджуємо куницы, или красны девицы, так мы вас повяжемо. Так женщина!

Одарка (весело и добро): Делай как знаешь. Ты отец и нам всем голова; как скажешь, так и будет».

Спланированное Одаркою свадьба (сватовство) все же, для легитимности, должно пройти по народным обычаям, где мужчина считается главой в семье.

Противопоставление женского начала как сильного и мужского - как слабого органично вписывается в картину деревенской жизни, где матриархальный уклад занимал важное место в семейно-бытовых отношениях.

Обратим внимание на семейный уклад в «кайдашевій сім'ї». Здесь заправляют всем женщины, а мужчинам, да и то только Емеле (потому что он отец), предоставленная иллюзия председательства. Маруся Кайдашиха четко противопоставляется Емеле: он - пьяница беспомощен, она же - хитрая и расчетливая хозяйка; он пытается абстрагировано реагировать на семейные распри, она же - в водовороте семейных баталий. Это противопоставление основано на психологии «разных полюсов», «активного и пассивного».

Матрена тоже противопоставляется Карпу. Автор подчеркивает важность физической силы для образа Мотри. Нечуй-Левицкий часто описывает ее ноги: «Толстые икры стреміли, словно две древесины...» .

Контраст между образом Мотри и образу Карпа основывается на тех же активных и пассивных жизненных позициях. В семье Мотря занимает доминирующую позицию, а в обществе их семью представляет не она (как «глава семьи»), а Карп. Хотя крестьянское общество и о ней нередко, видимо, говорит, ведь исков к волости от нее и до нее было много, а, как известно, такие события выносятся на всеобщее обозрение.

Поведение козырь-девки часто приобретает тиранических черт. Например, козырь-женщина в «Сватанье на Гончаровке» проворная и веселая женщина, которая «воспитывает» своего мужа, одновременно изображена как тиранічна иметь для Ульяны, которая заставляет дочь вступить в брак с богатым бездарью. Так, Матрена выступает тираном для своей свекрови (не лучшего от нее) и для Мелашки, которую она ежедневно «пилит» (как и своего мужа).

Образ «козырь-девки» в украинской литературе занимает заметно важное, равноправное место среди других образов женщин. Архетип женщины, представлен образом «козырь-девки настолько понятный, знакомый и родной читателю, сколь и непонятный, запутанный и таинственный. Писатели создали каждый свою «козырную девушку». ЕЕ «козирність» оказывается то в силе духа, то в своенравному характеру, в чоловічних чертах внешности, в действиях и поступках, в речи и т.д. Ключи к раскрытию их тайн разные, ведь у каждого свой козырь...