Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Григорий Сковорода
Философские размышления Г. Сковороды о человеческом счастье

Не тот счастлив, кто желает лучшего,

А тот, кто доволен тем, чем владеет

Г. С. Сковорода

Личность Григория Саввича Сковороды в древней украинской литературе - одна л заметных. Он был философом и стал творцом человеческих душ, он был путешественником и целовала трава следы его ног, он был певцом и пели человеческие души вместе с его душой, он был мыслителем и теперь открылись нам тайны его заповедей, он был духовным сеятелем и проросли зерна, посеянные его рукой. Он был Человеком. Сходил всю Украину, странствовал по Европе, имел много друзей, которые благодарно называли себя его учениками.

Сковорода стал выдающимся украинским философом, известным всему миру .

Мы должны составлять сегодня лестница в будущее с творческих взлетов Григория Сковороды.

Григория Сковороду называют народным философом. В центре его внимания находилась проблема счастья. Она связывалась у него с «сродною трудом», которая, по твердому убеждению философа, является необходимой предпосылкой счастья. Учение о «сродну працю» у Сковороды тесно связано с его пониманием жизни как театрального действа, где люди-актеры исполняют свои роли. И чтобы хорошо сыграть, надо каждому выбрать такую роль, которая соответствует его возможностям, склонностям и способностям.

Сковорода ставит вопрос о необходимости познать самого себя, ибо от этого зависит мастерство исполнения роли, а в конечном итоге - и счастье человека. Он был «убежден, что принцип «работы» должен лежать в основе фундамента общественного строя. Воплощение его - единственное условие, которое обеспечит «торжество высшей нравственности, мира и любви между людьми».

Этой идеей проникнуты басни «Пчела и шершень», «Две курицы», «Орел и сорока».

Одной из лучших басен Сковороды является «Пчела и шершень». В морали автор учит людей жить счастливой. Счастье это достигалось благодаря нравственному самосовершенствованию, душевному спокойствию и независимости от страстей окружающего мира, умению пользоваться тем, что есть, не стремясь к невозможному. Однако состояние душевного покоя не означал бездействия, наоборот. Любимое дело - обязательное условие счастья. Философ отстаивает мнение, что каждый человек может быть счастливым, если победит инстинкты для воли и идти путем добра.

Одним из условий счастья является дружба симпатия и природная доброжелательность людей друг к другу.

Поиски ответа на вопрос «В чем счастье?». Отразились в 21-й песни «Сада божественных песен»:

Щастіе, где ты живешь? Горлицы, скажите!

В поле ли овцы пасешь? Голубцы, взвестите!

О щастіе, наш ясный свет,

О щастіе, наш красный цвет! ,

Ты мать и дом, появися, покажись!

Домом и матерью называет счастья лирический герой. Он пытается понять его суть. Образ счастья - пастуха, то есть обычной работы, еще не является ствердним, но он знаменует собой поиск. Ни книжники, ни птицы не подсказывают, где оно. Да и существует ли, вообще?

Щастія нет на земле, щастія нет в небе,

Не призовут в угле, в другом месте искать надо

Лирический герой находит его:

Это мой лютезный ускорь скачет младый елень,

Вішше небес, выше гор; крын мой - чист, нов., зелен

О счастье, мой свет ясный!

О счастье мой овет красный!

Ты мать и дом, ныне вижу, ныне слышу.

Молодой олень олицетворяет размышления, которые приводят к выводу, что счастье - это внутреннее состояние человека. Оно не живет среди Гергесенських полей, символизирующие недостойную жизнь, а «пасет стадо в кринах» (полевые цветы), то есть оно там где есть единение человека с природой. Так в стихотворении отразился философский взгляд на счастье как душевное спокойствие.

Эту же тему освещает поэт в 28-й песни. Автор призывает читателя углубиться в себя, заглянуть в свою душу. Там он отыщет своего товарища, вторую волю, которая преодолеет первую - «волю-ад», что символизирует человеческие страсти, что убивают настоящую душу и лишают человека счастья. Г. Сковорода создает образ «духовного меча», который должен очистить душу и, перерастая в мудрость, стать на ее страже:

Ты эдин вселы жизнь и радость,

Ты эдин всем рай и сладость!

Убый злую волю в нас, да твой владеет глас!

Григорий Савич ценил откровенность, скромность, свободу. Часто он повторял, что счастье - в познании самого себя, своих склонностей, способностей. В «Раз говоре пяти путников о истинном щастіи в жизни» сковорода проводит мысль, что оно в гармоничном сочетании того, что удовлетворяет внутренние духовные потребности человека, оно «внутри нас самих»!

Глянь в сердечныя пищеры!

В думе твоей глагол,

вот будет с ним весьол.

Поэт подчеркивает, что главное принятии человека - сердце;оно есть «корень, солнце, глава и царь человеку»., сердечное удовольствие, «веселье сердца» является характерным признаком счастья, к которому стремятся люди. «О, сколь дорога ты, радость сердечная!»

Философ считал, это настоящее счастье заключается в единстве самопознания, истины и труда.

Мечты и стремления Г. С Сковороды были оптимистичными, они проникнуты верой в то, что наступит время, когда все люди будут счастливы. Он мечтал о светлую судьбу для народа, верил в его пробуждения, в его могучий природный ум, в его силы, и в этом пробуждению и образования простых людей он служил своим учение, на словах и на деле стремился к более разумного и справедливого общественного устройства.