Ода (греч. оide) - жанр лирики, стихотворение, которое выражает возвышенные чувства, вызванные важными историческими событиями и деятельностью исторических лиц. В древней Греции В. - хоровая песня. Различали О. хвалебную, танцевальную и плачевную. 0., созданы Піндаром (около 544-518 до н.э.), прославляли победителей спортивных соревнований. 0. Квинта Горация Флакка (65-8 до н.э.) уже превозносили императора Августа, утверждали политические и религиозно-этические идеи принципата. Характерная их особенность - отмежевание 0. от музыки, расширение жанрово-тематических возможностей. В Западной Европе возрождение О. произошло в творчестве французского поэта П. Ронсара (1524-85), достигло вершины в Ф. Малерба (1555-1628), который создал жанр героической О. на историческую и современную ему политическую тему, стал основателем классицистической О., требовал гармонического единства всех частей произведения, логического развития идеи. Опираясь на творчество Ф. Малерба, теоретик классицизма Н. Буало (1636-1711) в "поэтическом Искусстве" (1674) установил строгие правила жанра О.: композиционно она начинается с запева, далее идет изложение "материи благородной и важной, куда входят и различные эпизоды, и отступы, и так называемый лирический "беспорядок" ("перескакивание" поэта с одного мотива на другой), а завершается О. окончанием. Отрицаются "переносы" и бедные рифмы. О. должна наполняться мифологическими образами. Стиль ее торжественный. Классиком О. в Италии стал Т. Квябрер (1552-1638), в Англии - Д. Драйден (1631-1700). Термин О. в русскую лирику ввел В. Тредіаковський (1703-68), который в трактате "Рассуждение о оду вообще" (1734) разделил их на две группы: хвалебные и "нежные" (по более поздней терминологии - анакреонтические). О. писал М. Ломоносов (1711-65), в поэзии которого они становятся произведениями "высокого стиля". В Украине О. были известны в XVI - XVII вв. как панегирики. Впоследствии к жанру О. обращались Котляревский ("Песня на новый 1805 год господину нашему и отцу князю Алексею Борисовичу Куракину", "Ода Сафо"), Г.Кошиць-Квитницкий ("Ода, сочиненная на малороссийском наречии по случаю временного ополчения, 1807"), П. Данилевский ("Ода малороссийского простолюдина"), К. Пузина ("Малороссий-крестьянин", "Малороссийская ода на смерть святейшего князя Кутузова-Смоленского") и др. В этих произведениях заметна тенденция к обновлению лексики О., введение слов "низкого стиля", бурлеска, юмористических интонаций. Таким путем пошел П. Гулак-Артемовский, перепевая О. Горация ("К Пархома", 1823, 1832), Л. Боровиковский написал "Подражаніе Горацию" (1828). В западноукраинской поэзии к жанру О. обращались О. Левицкий - "Домоболіє", 1822; С Лисинецький - "Воззріння страшилища" (наводнение в Пеште), 1838; М. Лучкай травестував Овидия (1830) и др. Черты гражданственности, торжественности, приподнятости свойственны стихам Т. Шевченко, И. Франко. К жанру О. обратились М. Рыльский, М. Бажан, П. Тычина, Есть. Маланюк, Бы. Демкив и др. В наше время в О. философские мотивы неотделимы от гражданских, национальных, общечеловеческих проблем. В философско-патетических 0. явственно проступает авторское отношение к проблемам мировоззренческим, вечности и бессмертия, жизни и смерти. Часто "я" в 0. сливается с "мы", используются реальные или народно образы и символы. Расширился тематический спектр 0., преодолено неизбежную для этого жанра ситуативность и риторичность, богаче стала поэтика.
|
|