В бочке было неудобно, болели ребра, кроме того,
кусали блохи. Были и некоторые другие неудобства, например: с какого времени он стал
наживать тела, обрезк, стал тяжелый. Девушки не замечали его; даже перестали
заглядывать женщины. Только старые перекупы все чаще и чаще начинали
наведываться к нему, ища ответы на извечные вопросы: что есть истина, что с
любовь и можно ли вернуть то, что кануло в вечность.
Все это мало утешало философа, но он стал слишком
ленивый, чтобы заставить себя двигаться. Так проходили дни и ночи, пока наконец
всему этому не пришел конец и то в совершенно неожиданный способ.
Был горячий вечер. По улицам города толпился народ.
Впоследствии в толпу с шумом врезались всадники во главе с стройным красивым
білявцем, в котором все сразу узнали Александра[2],
сына Филиппа - царя Македонского. Улицы моментально опустели. Быстрее бежали
молодые девушки. Александр уже хотел повернуть коня вдогонку, как вдруг внимание
его привлекла глиняная бочка, захламлена между камнями стены старого. Возле бочки
сидели две торговки, и на их лицах было заметно, что они переживают
самые счастливые минуты той поры жизни, когда утешения ума начинают брать
верх над ничтожными удовольствиями тела. Из бочки слышалось бормотание. Диоген был в
плохом настроении. Бабы мало радовали его. Он молол идиотские глупости, а видя,
как от этого млеют перекупы, и вовсе озверел.
- Кто это такой, и что все это значит? - осаживая
коня, спросил Александр, с интереснойiстю всматриваясь в сцену, это все
радовало его - и старые дуры в позе мадонн, и грязный мугир, взбешенный от
приступа ярости, толстый и, видно, голодный как пес.
- А разве ты не знаешь? - забормотал в ответ
пьяный горлохват на имя Птолемей. - Это же Диоген, знаменитый философ, ученик или
Сократа, или Платона, а может, и еще кого... Помнишь - идеи, платоническую любовь...
- А-а, это интересно, - вяло протянул Александр, что сам
имел честь быть учеником Аристотеля[3],
хитрого и надоедливого грека с Стагіри. Ему вдруг стало скучно, будто он
прослушал полный курс метафизики, логики и других наук, в которых содержалось все что
угодно, кроме одного: как стать путнім солдатом. Несмотря на всю сразу к
философии, Александр все же успел заметить, что, несмотря на чрезмерную опухлость,
философ имел достаточно моложаве лицо, поэтому с него можно было бы еще сделать когда
не солдата, то по крайней мере полезную человека - ночного сторожа или ассенизатора, которых
так не хватало в городе. Но вместе с тем он хотел знать, что имеет за душой эта
знаменитость, от одного вида которой нападают тошноты.
Увидев лошадей и вооруженных на них головорезов, перекупы
вовсю бросились врассыпную, и Диоген остался один на один с Александром. Сначала,
как и перекупы, он был испугался, но, ободренный довольно мирным видом
главного всадника, очнулся и похнюпо спросил:
- Чем должен служить уважаемому господину?
- Ты, говорят, философ. Поэтому коротко: в чем суть
твоего учения?
- В бесконечном совершенствовании души и сердца.
- Каким способом?
- Способом созерцания внутренним оком идей и
достоинств, заложенных в душе и сердце человека.
- Но это же идиотская ерунда! - еле сдерживая себя,
крикнул Александр. - Единственная вещь, которая прокладывает пути к совершенствованию человека - это
сила: она разбивает врагов, призывает к подвигам, она валит старые царства и
создает на их месте новые; это самое замечательное, что может быть на земле. Сила - это
единственный способ не давать людям загнивать в их бочках, и ты, надеюсь,
быстрее убедишься в этом.
Сказав это, Александр обернулся к своим ребятам, и
те на один взгляд его, позіскакувавши с лошадей, бросились бегом к Диогена.
Рятуючися, он был нырнул в свою бочку, но это не привело ни к чему.
Подхваченный сильными руками, он мелькнул в воздухе, но, не унестись в
высочества, грохнулся на землю вместе с бочкой, в которую успел врасти так, как врастает
дыня в бутылку. Бочка рассыпалась вдребезги. Что касается Диогена, то он, не успев
даже блимнути глазом, вновь оказался в тех самых руках и теперь уже окончательно,
без всякой надежды освободиться от них. А впрочем, желдаки оказались более
добродушными, чем это могло показаться сначала. Ему даже не расквасили нос, а
больше толкали между плеч и где придется.
Поэтому так підохочуваний и каждый раз восклицая: "Это
насилие, насилие!" - Диоген наконец добился к бане. Здесь, упершись, как
вич, ногами в землю, а спиной в колени своих противников, он начал кричать
еще громче, что насилие не есть аргумент философский, учитывая что он
объявляет решительный протест. Говоря такое и подобное, он так резво крутанулся, что
чуть было не выскользнул из рук свиты. Но эта ловкость лишь ухудшила его
положение, и, вместо того чтобы идти к предбаннику ногами, он полетел туда
стремглав.
Тем временем, пока Диоген лежал, уткнувшися носом в
плетенку, дослухаючися к шмелей, гудели ему в голове, в предбанник
ворвались солдаты и, сорвав с него брюки и рубашку, потащили дальше, приговаривая:
"А иди, чертово чучело, не опирайсь, как осел!" Это продолжалось до того момента,
пока его наконец не погрузили в купальню, где и поставили со смехом под
самое мелкое ситечко душу.
Вода вырывалась из него, как из ада, била, кусала,
секла; в голове наморочилося от этого горячего вихря, и тело охватывало
приятное томление.
Солдаты горланили, хрюкали от удовольствия.
Однако натирая віхтями Діогенову спину, плечи и
грудь, сдирая с них двадцатилетний лэп, они не возлагали и в мнении, что именно
в эти минуты решалась и решалась важнейшая философская проблема.
Взбешен, возмущен фактом найбрутальнішого
насилия, напуганный этими адскими криками, столбами и облаками горячей
пары, шипением, вырывающееся из ситечок душей, наконец гигантскими віхтями, что
загуляли у него на спине, Диоген готов был уже потерять сознание, как вдруг почувствовал,
что ему в сердце, в самой глубине его, что-то приятно зачесалось. Бросив
борюкатися, он стал прислушиваться к себе и с удивлением заметил, что эта
приятная зуд не то что уменьшается, а еще больше, расплывается по всему
теле, пронизывает его нез'ясненно приятными уколами...
Диоген крекнув так точь-в-точь, как те кректали
ребята. Что это значит? Чего ему так приятно? Что вызвало эту чарующую
зуд? Пинки этих грубиянов? Струи воды? Теплый пар? Но это все
внешние силы, которые не должны были бы иметь никакого влияния на переживания души, что сама
с себя принимает свое счастье и горе! Это так. Так он учил всю жизнь. Но получается,
что это была уютная брехенька, и внутреннее, как цимбалы, живет только действительно тогда,
когда мир внешний кладет на него свой ощупь. Но ведь внешний мир -
безграничный; нет ничего более величественного и чарівливішого за него! Какие же мощные
мелодии он может вызвать по человеческой души!
Эта мысль, как молния, вспыхнув, осветила Діогенів
мозг.
- Не может быть! - воскликнул он так громко это
вскрикнул, что солдаты переглянулись и один из них, чтобы успокоить Диогена,
хрипловатым, но приятным голосом молвил:
- А ты как думал? Га? Что баня? То же, пак, не
бочка!
Понятное дело, что Диоген не ответил на это, даже не
взглянул на своего неожиданного сообщника, а впрочем, неприязнь к нему напрочь
исчезла. Уже впоследствии, придивившися в новых своих товарищей, он увидел, что
в конечном счете это были не такие уж и грубые насильники: бородатые дети с
здоровенными руками. Увидев, что настроение Диогена изменился на лучшее, они
стали подмигивать ему, ляпаючи спроста по плечам, говорили:
- Ну, вот видишь, а то брикавсь... Эх, ты, голова
кобылья! Накупавшися, все двинулись к казармам и попали как раз на обед.
Діогенові, что был голоден как волк, солдатский борщ с мясом, заправленный
пшеном и заправленный салом, и здоровенная миска гречневой каши тоже с салом
показались необыкновенно вкусными. Он молол, аж за ушами лящало. Потом сели
почивать в тени. Диоген стал рассказывать разные шуточные історійки, которых
знал силу. Солдаты, не сдерживая себя, хохотали, как дети. Этот остроумный мугир
начинал им нравиться. Кое-кто даже высказывал сожаление, что он зря запаковал
себя в бочку, между тем как мог бы прожить намного приятнее, развлекая людей на
ярмарках и базарах.
После обеда приступили к работе, которой было множество, потому
имели нагружать корабли в дальнюю дорогу. Діогенові, что носил мешки наравне с
всеми, это тренировка показалось тяжеленьким. С непривычки болела поясница, пит заюшував
глаза, підгинались колени, мешал, увлекая к земле, живот, но все же он
работал так упорно, будто всю жизнь только и знал, что таскал на себе мешки с
сухарями и воблой. Труд - внешняя сила относительно человека, интересно, какие узоры
она витче на его душе?! Так он работал до самого вечера и должен был бы себя
в конечном счете очень плохо, когда бы вдруг старшина не крикнул:
- Шабаш! Конец! Купаться, ребята!
Не дожидаясь второго приглашения, ребята, а вместе с ними
и Диоген, высыпали на берег. Море спокойно оповивала передвечірня синяя мгла Но
Діогенові было не до поэтических красот. Первые десять минут он неподвижно лежал
на песке еще теплого пляжа и лишь потом, почувствовав в себе какие-то признаки жизни,
свалился в воду. Накупавшися, Диоген вдруг стал перед фактом, что голод
раздирает ему внутренности. Это, видимо, прекрасно понял и старшина, потому что, увидев,
что все уже вышли из воды, снова загукав так, как только умеет звать старшина:
- Ну, ребята, ужинать!
На ужин подали галушки. Вооружившись огромной
заостренной палочкой., Диоген уселся возле миски в зеленых узорах и работал так
рьяно, что очнулся только тогда, когда миска опустела, а у нее влезало два
солдатские котелки галушек!
Спали под открытым небом. Диоген примостился возле
приветливого бородатого солдата, между прочим, того самого, что найенергійніше
орудовал коленями, запихивая Диогена в баню.
- Так ты что, так и есть сам-один? - спросил солдат,
окончательно вмостившися на шаре с таранкой.
- Как видишь, - ответил Диоген.
- И тебе не скучно без бабы?
- Это как сказать, - ответил Диоген, почувствовав
полнейшее блаженство, ибо никогда так ему не лежалося, как на шарах с воблой, и
добавил: - А ты?
- Я?.. - Бородай оживился: - Я, брат... У меня там
женщина, как краля, и мальчишка... Такое утешительное. - И, привстав на локоть, начал
еще и еще рассказывать, какая у него красивая женщина и хлопчатко. Закончил он совсем
неожиданно, грустно вздохнув при этом: - И когда этому конец? Все война и
война! Кому там хочется кулаках, а ты мужское подставляй свою морду...
Так прошел первый день. За ним пошли другие дни, недели,
месяца. Диоген совсем привык к людям и работе, таскал мешки не хуже других; на
учениях же так ловко орудовал и отбивал шаг, солдаты причмокивали с
удовольствие. Когда брезкле его тело окрепло, живот исчез, плечи обвили тугие
мышцы; он похорошел, помолодел и выпрямился так, что, проходя по улице, не
раз ловил на себе быстрые взгляды оживленных девушек замистя. Как он теперь
реготався с той глупой философии, согласно которой путь к совершенствованию
достоинств человека лежит в созерцании этих гідкостей. Нет! Под лежачий камень и вода
не течет. Уже вода из-под ситечка душа, мешок с воблой дают понять, что
даже такие мелкие факторы дают толчки мысли и закаляют тело. А что же
говорить о великие деяния, где действуют усилия и воля многих тысяч людей?
Думая так, он имел в виду великий поход Александра в Азию[4],
участие в котором ладнався взять весь греческий мир под предводительством Александра и
его полководцев. И Диоген нетерпеливо ждал начала этого похода: он имел
сделать грандиозный толчок народам Запада и Востока, ибо большие действия должны иметь и
большие последствия для целых народов и каждого человека в частности.
И вот наконец его чаяния сбылись. Армия
двинулась в поход. Забыв за пыль и жару, за трудности долгого пути, Диоген
упорно отбивал шаг, горланил песен, грыз сухари и, пожевав тарани, с
жадностью набрасывался на воду. И что дальше проходила армия, то все безмежніше
раздвигались горизонты. Мир был безбрежен, бег во все стороны, и как прекрасно было
чувствовать себя победителем этой беспредельности! Но на пути к этому замечательному
мира лежала Граника, река, за которой громоздилась огромная армия персов. Не
задерживаясь ни на минуту, Диоген ступал в воду рядом, а порой и впереди
других воинов Александра. Атака македонян была неистребима. Разбитые полчища персов
искали спасения в бегстве. Устав гнаться, Диоген садился на землю и целовал
ее, переполненный чувством необъяснимой радости.
Прошли месяцы и годы. Большой поход продолжался. Диоген
участвовал в осаде Милета[5],
стрелял плотины, приобретая Галикарнас[6],
прошел победным маршем через Карию[7],
Ликию[8],
Фригию[9]
и Киликию[10]. Тело его стало как литое
из бронзы. Спочинки утомляли его своим бездействием. Он знал счастье лишь в
походе. Когда были еда и питье, он с наслаждением ел и пил, когда не было, он шел
неослабевающим маршем в те заманчивые дальше, поддерживая своей неутомимостью других. С
странной жаждой он набрасывался на все, чего не знал и видел впервые. Овладев
языке персов, он начал изучать язык Египта, чтобы, преодолев ее, взяться за язык
Финикии[11]
и Вавилонии[12]. Он присматривался к жизни
сел и больших городов, измерил пропорции грандиозных зданий, вел разговоры с
ремесленниками и философами, читал произведения не известных ранее писателей. Он так
же досконально изучил историю городов, географию и обычаи страны, что на его
советы учитывали не только солдаты, но и высшие начальники - ресниц показывал пути и
знал, где бегут источники в пустыне. Между прочим, это именно он был тем солдатом, что
смог по капле насобирать воды Александрове, когда армия попала в
длительное засуху в пустыне. Как известно, эту воду Александр выплеснул прочь, сказав,
что для всех было бы слишком мало, для него же ее слишком много. Это не впечатлило
Диогена, как не поразило и одного из его товарищей. То, что совершил Александр,
поступил бы и каждый из них. Не тому, кто положил к ногам своих Азию, измерить
кружками величие духа и выносливость!
Десять лет длился поход. Войско Александра дошло
до берегов Инда[13] и оазисов Согдиану[14].
Мир был пройден. Миллионы людей пали к ногам Александрове, но каждый раз...
тяжелее становилось на душе Диогена. Он знал многое, он видел многое, но то, что
он видел, не вызывало уже радости у него. С одной и по второй край света
народы гнулись в тяжкім ярме рабства. Менялись цари, одних сатрапов заслоняли
другие, но судьба народа от этого не кращала. Все так же тянут они свою
горькую лямку и за Александра, как тащили ее и за Дария[15].
А тем временем это же были живые мудрые существа! Почему они должны работать для других и
не жить для себя, для своих трудолюбивых женщин, для своих веселых милых детей?
Почему мир так не хорошо построен? И Диоген погрузился в думы. Он перебирал
события истории, взвешивал и сравнивал жизнь разных народов. И думы эти не давали
ему покоя. Когда неутомимый, он шел, низко опустив голову. Уже давно
прошло время, когда он так беззаботно смеялся. Он забросил напрочь книги. От разговоров
с жрецами, этими светилами страны, его тошнило. Разукрашенные царедворцы
казались ему теми дураками, что плачут на свадьбе и танцуют над гробом, в
которую живьем положены целые великие народы.
Поход закончился. Некоторое время Александр в детской
захвате переживал свой триумф, но этого надолго не хватило.
Появились заботы, что делать, как быть с этим огромным царством, не держалося
купи и готово было каждую минуту распасться. Александр употреблял все усилия, чтобы
укрепить его, но все, что он делал, было или смешное, как вот переодевания своих
приближенных в одежду персидских царедворцев, или неуместно, как приказ о браке с
персиянками десяти тысяч македонских солдат. Не это нужно народам, не
этого они надеются, не в этих браках лежит спасение империи. Надо делать
что-то величественное, что привлекло бы к Александра сердца измученных игом рабства
народов! Как много передумал в эти дни Диоген! Но история народов Ассирии[16],
Вавилонии, Египта, Персии[17],
наконец его родины - Греции - лишь укрепила его убеждение, что причиной
их загиба есть рабство. Только свободный человек может любить и защищать свою
родину, не боясь удара в спину. Пока эта угроза существует, царства осужденные
на гибель. Так упали пышные Афины[18]
под ударами Македонии - свободной от рабства страны. Так пали перед свободными
воинами Филиппа[19] все другие греческие города, и
теперь под напором той самой силы упала империя Дария. Воля увеличивает силы
народов, и только подумать, какая бы это была сила - империя Александра, когда бы он
потребовал уничтожить рабство! Миллионы людей потянулись бы к нему, ибо затужили за
той волей народы! То, что думал Диоген, было страшное, а тем временем именно в этом
лежал спасение для Александра, Греции и всех стран, вошедших в состав
новой мировой империи. И еще ниже опустил Диоген свою присивілу голову. Кто
поймет его? Никто! Наверное никто...
Вдруг проблеск надежды осветил его замученную душу. А
что когда изложить свои мысли Александрове, зажечь его воображение грандиозными
картинами общества, построенного на новых, не слыханных человечеством основах,
достаточно могущественного для окончательного завоевания Индии и Китая. С этими мыслями
Диоген отправился во дворец.
- Что тебе? - спросили его.
- Видеть Александра, - ответил Диоген.
- Это вещь невозможная, да и ненужная. Если ты устал,
о чем говорит твой вид, и хочешь вернуться домой, то ничто не может
больше задержать тебя в этой стране.
И, уже не дожидаясь, что скажет на это Диоген, царедворец
велел внести его в реестр тех ветеранов, которые возвращались на родину.
Диоген горько скривился и пошел прочь: дворец кишел знатными персиянками, и вперемешку
с македонскими и греческими военачальниками ходили сатрапы, сторожа рабства в
стране. Не им ли, пак, изложить свои планы?
Шел дождь, и было неприветливо и холодно. Свистел ветер,
печально шумели деревья пожелтевшей письмом. Обессиленный годами и войной, Диоген лежал
под забором, не пытаясь даже защитить себя от ветра и потоков дождя.
Ему было безразлично. Жизнь прошла напрасно. Ни одно воспоминание не согрел ему груди.
Человечество страдало до него и будет страдать по нему. Вот они идут,
спешат, занят каждый своим делом, свободные и рабы, одни из сокровенным,
глубоко запрятанным страхом, другие с так же глубоко спрятанной ненавистью. Идут?
Пусть идут. Собрав силы, Диоген вернулся к забору. Иногда к нему подходил
кто-нибудь, но, узнав, что это лежит Диоген, со смехом отходил прочь.
Уличные мальчишки бросали в него камнями; женщины хохотали; признанные остряки
тащили его за хитон; он злился, гнал их прочь, а они говорили: "Пес! Бешеный
пес! Когда уже вивітрить ветер твои дикие химеры?!" Но все - и те, и вторые, и
третьи - боялись его, ибо то, чему он учил, таило угрозу обществу. Мир
без рабства - это безумие! И его пинали ногами.
И однако все же был кто-то, что заботился о нем.
Проснувшись утром, он находил пищу у себя, иногда охапку соломы и кружку
вина.
Раз он проснулся от топота ног. "Кто там?" -
спросил он. Люди исчезли, но возле себя он увидел большую глиняную бочку, что
могла бы защитить его от непогоды. Превозмогая слабость, он спрятался в ней,
рад затишкові и сухой просяній соломе. Так прошла зима, а с ней и непогода
холод. Выглянуло весеннее солнце и своим теплом оживило Диогена, солнце - то
единственное, что дает хоть немножечко радости порабощенным в их тяжелой жизни.
Но не до этого было Александрове. Отягощенный думами,
он ехал по улице города, низко опустив тяжелую голову. Все не клеилось, не
сплеталась в него. Волновалась армия, шли распри между военачальниками. Как мало они
оправдали надежды царя! Каждый тянет в свой угол. И вот он умрет от бессонных
ночей и этой ужасной лихорадки. Кто станет у руля царства? Птолемей? Пустая
надежда, ему бы достаточно какого-то закоулка, Египта, например. Пустота! А пустота
- как может она привлекать народы?
Это уже замистя. За спиной с какой-то глупости смеется
Птолемей; видны поля, идут в ярмах волы и за ними рабы, низко опустив
головы. Что они думают? Интересует их судьба империи Александра? А впрочем, почему это
должно интересовать их? Он возвращает свой взор в другую сторону. Лачуги, заборы, забытая
глиняная бочка. Однако нет. Из нее выглядывает человек; большой бугристый лоб и
сосредоточенный в себе взгляд. Что-то знакомое шевелится в памяти. Кто это? Где он
видел его? Ах, это Диоген, философ. О чем он думает? Болят ему боли
Александра? Он останавливает коня и трогает паренька:
- Это Диоген, я хочу разговаривать с ним.
- Я слушаю, царь.
Конь извивается дыбом, гарцует, и вот он возле бочки
Диогена.
- Диоген! - весело кричит мальчик. - Александр хочет
разговаривать с тобой.
Диоген возвращается и через силу опирается на локти.
Имя, названное мальчиком, взбудоражило его. Как много воспоминаний зашевелилось в
памяти Диогена: и приключения десять лет назад, и походы, и засуху в пустыне, и
свои несбыточные надежды. Что надо ему? С чем он? Тем временем Александр
приблизился и, сойдя с коня, сел возле бочки на камни.
- Я слушаю тебя, - тихо сказал Диоген, вглядываясь в
тень того, что было когда-полководцем и великим царем. Александр молчал и не
скоро сказал:
- Я думаю, Діогене... Диоген молчал.
- О мое царство. Диоген молчал.
- Что произойдет с ним, когда я умру?
- Оно может не распасться, - глухо ответил Диоген.
- Ты... это думал? - Гнев зазвучал в голосе
Александра.
- Оно может не распасться, - не обращая внимания на
это, продолжал Диоген, - но сила - недостаточное средство для этого. Ты прав
лишь наполовину. Силой можно взять, но, чтобы удержать, нужна еще мудрость.
- Я слушаю, - кусая губы, видушив из себя
Александр. Его разбирал гнев. Слова Диогена о возможности распада империи
ошеломили его. Значит, не он сам думал об этом, но и этот... Какая мощная
председатель, шишки на лбу, а Птолемей, Птолемей с плоским лбом!
- В чем же должна заключаться эта мудрость? - наконец
спросил Александр.
- В освобождении страны от рабов!
- Но их много и их нельзя уничтожить!
- Но зачем уничтожать? - воскликнул Диоген. - Разве я
сказал это?
Александр уставился в Диогена. В них уже блеснул
догадка. Он понял направление мыслей Диогена, тех страшных мыслей, которые терзали его
самого. Но царь царей - как он мог бы стать царем рабов?! Это безумие! И он
крикнул не Діогенові, а самому себе:
- Молчи, безумный! Солнце не восходит на западе, и
реки не текут от моря. Я запрещаю говорить тебе дальше!
- Но слушай!.. - Диоген вдруг вскочил, полный энергии.
Глаза его пылали, в очертаниях лица просмотрела непреодолимая мощь. - Слушай сюда, -
закричал он, - со свободными македонцами ты завоевал половину мира; освободи эту
половину мира от рабства, и ты покоришь весь мир! Вся Индия и Китай, земли
в Африке, Скифия[20] и Кавказ, Сиракузы[21]
и Эфиопия с триумфом поднимут тебя до небес!
Александр заколебался. Что-то молодое и прекрасное блеснуло
ему в глазах. Ноздри ему затрепетали.
- Поэтому не теряй времени, Александре, ты стрясеш миром, и
имя твое, как зарево, будет стоять над веками!
И взгляд Александра уже поблек. Щеки его покрыла
бледность. Он дрожал и так сильно, что не мог удержать на коленях локти.
- Что тебе? - обеспокоенно спросил Птолемей, поддерживая
царя, когда тот приступил к лошади. - Опять эта лихорадка? Или взволновал тот мугир?
- Мугир? - Александр муторное взглянул на Птоломея. И уже
не скоро сказал: - Так, мугир, но когда бы я не был Александром, я хотел
бы стать Диогеном. Но что до этого тебе?
[1] Диоген из Синопа (ок.
404 - 323 до н. э.) - древнегреческий философ школы киников. Ученик Антісфера.
Отрицая учение Платона об объективном существовании идей как общих понятий,
признавал только реальные конкретные вещи. Проповедовал крайний аскетизм, называл
себя гражданином мира ("космополитом"). По
легенде, жил в бочке (піфосі).
[2] Александр Македонский
(356 - 323 до н. э.) - царь Македонии с 336 г. до н. э., один из величайших
полководцев и государственных деятелей древнего мира. Сын македонского царя
Филиппа II. Покорив Грецию, с 334 г. до конца жизни вел завоевательные войны
на Востоке. После ряда побед создал крупнейшую мировую монархию древнего
мира со столицей в городе Вавилоне. Государство Александра Македонского,
лишенная прочной внутренней связи, быстро распалась после его смерти.
[3] Аристотель (384 - 322
до н. э.) - древнегреческий философ и ученый. Ученик Платона. Оставаясь в
основном на позициях идеализма, в ряде вопросов, особенно в теории познания,
отстаивал принципы материализма.
[4] ...он имел в виду
великий поход Александра в Азию... - Речь идет о походах Александра
Македонского в 334 - 331 гг. до н. э.
[5] Милет - древний
город в Малой Азии. Торговый, ремесленный и культурный центр античного
мира. Играл ведущую роль в греческой колонизации (основал около 80 колоний).
[6] Галикарнас - торговый
и культурный центр на юго-западе Малой Азии (ныне город Бодрум на
территории Турции). Основан греческими колонистами около 1200 г. до н. э.
- 334 г. до н. э. Галикарнас был завоеван и разрушен Александром
Македонским.
[7] Кария - область на
юго-западе Малой Азии (территория современной Турции). С конца II
тысячелетия до н. э. ее населяли карийцы, с конца IV в. до н. э. была
завоевана Александром Македонским, с III в. до н. э. - Селевкидами.
[8] Ликия - древняя страна на
юге Малой Азии. С VI в. до н. э. завоевана персами, впоследствии была под властью
Александра Македонского, в составе государства Птолемеев, Рима.
[9] Фригия - область в
северо-западной части Малой Азии. В 133 г. до н. э. западная, в 25 г. до н.
е. восточная часть области вошла в состав Древнего Рима
[10] Киликия - древнее область
в Малой Азии (на юге современной Центральной Турции). В 333 г. до н. э.
завоевана Александром Македонским. В средние века Киликия была объектом
борьбы между Византией, арабами и сельджуками. В 1515 г. стала частью
Османской империи.
[11] Финикия - древняя страна
на восточном побережье Средиземного моря (ныне территория Ливана и Сирии).
Находилась под властью Древнего Египта, позже завоевана персами, в 332
г. до н. э. - Александром Македонским.
[12] Вавилония - древнее
рабовладельческое государство на юге Месопотамии (ныне - территория современного
Ирака). Завоевана персами
[13] Инд - одна из крупнейших
год Южной Азии в пределах Китая, Индии и Пакистана. Длина 3180км. Берет
начало в Тибетском нагорье, впадает в Аравийское море.
[14] Согдіан (Согдиана,
Согд, Согуд) - древняя область в бассейне рек Зеравшана и Кашкадарьи (ныне
территория Таджикской и Узбекской ССР). В IV в. до н. э. захвачена войсками
Александра Македонского, позже здесь существовало автономное Самаркандское
княжество.
[15] Дарий. - Речь идет о
Дарья И (Дар'явауша), персидского царя из династии Ахеменидов в 522 - 486 гг. до
н. э. Около 518 г. до н. э. завоевал северо-западную часть Индии, в 514 -
513 гг. до н. э. состоялся его поход на скифов Южного Причерноморья. По
Дарья И начались греко-персидские войны.
[16] Ассірія - древняя
рабовладельческое государство., существовавшая в Северной Месопотамии.
[17] Персия - название Ирана до
1935 г.
[18] Афины - рабовладельческое
город-государство (полис), важный экономический, политический и культурный центр
В Древней Греции.
[19] Филипп. - Речь идет о
царя Македонии с 359 по 336 г. до н. э., отца Александра Македонского
Филиппа II (ок. 382 - 336 до н. э.).
[20] Скифия - древняя страна
на территории степной и лесостепной частей современной УССР. Название происходит от
племен скифов, которые царили здесь в VII
- III вв. до н. э.
[21] Сиракузы -
древнегреческий город-государство на юго-востоке Сицилии, центр морской
торговли Основан около 734 г. до н. э