11 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Григорий Косынка
Раскрытие общечеловеческих и моральных ценностей в новеллах Григория Косынки
Среди блестящих талантов, что начали новую украинскую литературу, имя Григория Косынки -- одно из самых заметных. Для самого писателя и его своеобразной прозаической наследия сложилась трагически, После долгих лет несправедливого замалчивания к читателю возвращается его наследие - чуть больше тридцати рассказов.
Уже по выходе первой книги, «На золотых богов» критика отмечала: «Григорий Косынка - это, бесспорно, очень большое достижение и гордость новой Украины».
Косынку волновали проблемы украинского села, те беды, что принес земледельцам «социализм по принуждению», который на селе вращался политикой гонений на каждого, кто болел заземлю и кто ее любил и ценил не за сами центнера для хлебосдачи. Конечно же, в этой любви было много от мечтаний о відрубний от государства крестьянский «рай», полную независимость землевладельца. Но разве крестьянин в подавляющей своей массе воевал за идеалы революции только ради того, чтобы кормить себя и детей ими самими?
Нет - он жаждал от революции социальной справедливости.
В рассказе «Сходка» Цюпка говорит: «Мы научимось - ничего, но какова судьба наших детей, через десять - пятнадцать ч? - Вечные батраки: Ни наша тропа - красная...»
Разумеется, не все крестьяне были духовными близнецами Цюпки и не все из них восприняли новую действительность безболезненно. Поэтому и Косынка призвал своим словом заглядывать в эту боль как можно внимательнее и глубже, видеть в нем и то, что мы сегодня называем кровным связью земледельческой души с землей, которая эту душу вырастила и научила здригатись от каждого издевательства над трудящимся, их потребностям и обычаям.
Косынка вовремя заметил противоречие сельской жизни, которые выплеснулись пожаром гражданской войны. Классовая ненависть ослепила глаза и заменила все писаные и неписаные законы. Общечеловеческие ценности, мораль были отброшены как ненужный хлам, и отстаивать их было особенно трудно.
Писатель помнил и призвал никогда не забывать и о том, каких многочисленных и довольно часто безвинных жертв стоили украинскому селу и городу в годы гражданской войны, что разбросала народная различных армиях, так же незатронутым этой войной не мог останется никто. А победа же в ней кувалась только для одних и одна! И чтобы стать исторически гуманной, эта победа должна была растить в читателю зерна добра, учить его за мирных уже дней співчутливості, умение за ошибками видеть живого человека и прощать ему то, что может и должно быть прощенным, если творилось оно не по собственной воле.
Проблемы времени ярко отразились в рассказах «Разукрашенный сон», «Анархисты», «Председатель Ходе», «Выстрел», «Во ржи», «За земельку».
Дыхание социальных катаклизмов непосредственно ощущается в новеллах «На золотых богов», «Политическая», «Гармония». В кровавой резне забыт высшую ценность - человеческую жизнь. В новелле «На золотых богов» смерть приходит в бою за классовую идею, и падают в спелые хлеба защитники своей земли, тех небольших наделов, скроплених крестьянским потом и слезами. «Стоит пшеница потолочена, серпа просит, а они кровью поливают». И более пепелищем, более зловонными дымами поднимаются причитания матерей, оплакивающих мертвых сыновей, которым бы хлеб и детей растить, а не воевать.
Самое яркое автор утверждает общечеловеческие ценности в новелле «Политика». Даже родственные связи не останавливают людей, которые оказались по разные стороны баррикад. Мусий Швачка, по прозвищу Политика, пришел из Красной Армии, стал комнезамівцем и розкуркулив Андриана Кушнира . Эту несправедливость Андриян помнит, хотя позже сестра Марьяны, женщина Мусия вышла замуж за его сына: «Четвертый час прошел, как вы коммуне быка, спасибо! Вам, Виля в меня, а я не забыл . Умру - не забуду: грабеж...».
На святой вечер, который имел замирити семью, вспыхнул спор, и лишь голос Марьянину матери поднялся над общей озлобленностью: «Порождения мой дорогой! Сваха! Били коммуну, и она била - давай не будем...». И глаза уже налились кровью и на большой праздник, Ало совместить род, убили Мусия - зарезали в темноте. Наступила испуганная тишина, которую нарушало лишь рыдания Марьяны, а дядя Кушнир, бегая глазами шептал, стоя над телом: «Ничего. Пьяная, сумєстна драка - все. Так нужно говорит».
Писатель от произведения к произведению проводит проблему: что является мерилом истинности? Возможно, совесть. Какие чувства преобладают, когда человек в экстремальных ситуация становится перед необходимостью поступаться духовными достижениями ради материального бытия, бороться за выживание становиться перед проблемой выбора? Может ли мораль быть общечеловеческой и классовой? Мне кажется именно эти проблемы ставит Григорий Косынка своими произведениями.
|
|