А я должен незморено-просто - Факелом Тебе Одной, Я -
кровавых путей апостол В голубые невечірні дни. ("Биография", Есть.
Маланюк)
Вот такой нелегкий груз выбрал себе Евгений Маланюк - отдан
сын многострадальной матери-Украины. . Даже на первый взгляд поэзия
Маланюка отличается от поэзии его современников глубиной, значительным
психологическим нагрузкам и требует от читателя немалых знаний по истории,
философии, психологии и культурологии. Хоть Евгений Маланюк и считал своим
духовным отцом Павла Тычину, стихи которого насквозь пропитаны безнадежностью и
отчаянием, невозможностью найти выход, но это не совсем устраивало Маланюка, потому
он не хотел быть еще одним певцом траура над страданиям родной земли. Именно
поэтому автор анализирует, порой слишком критично, творчество предшественников - А. Олеся, Г.
Вороного, В. Винниченко и других, - и понимает, что причины упадка и порабощенного
положения нашего государства лежат значительно глубже политики, их надо искать на
уровне истории нации, ее культуры и литературы в частности. Потому каждая мысль Евгения
Маланюка является не только высоко художественно оформленной, но и обоснованной. В
Маланюка реальный мир предстает сквозь призму поэта "я", и читатель увлекается
символикой и образностью. Так, в поэзии "Стилет или стилос?.." эти предметы
несут на себе не просто прямое, материально выраженное значение: стилет - краткое
кинжал, стилос - палочка для письма. Стилет является символом извечного ближнего боя
сам на сам, сознательного выбора жертвенной борьбы за идеалы народа. Стилос - это
олицетворение искусства с его утонченной гармонией, музыкой человеческих чувств и
магией добра и красоты.
Стилет или стилос? - не понял. Двояко
Колеблются трагические весы.
И это не дилемма самого Маланюка. Это поэтическое
изображение того, что трагедия Украины вызвана ее колониальным статусом,
потерей государственной независимости и национальной свободы, а в результате всего - и
личного достоинства и национального самосознания, духовного богатства нации.
Через всю жизнь автор несет ведущую идею возрождение государства через возрождение
истории. Поэзия "Под чужим небом" ярко описывает состояние души поэта в изгнании.
Даже находясь за границей, поэт не перестает бороться за свою землю как
настоящий патриот, но и как настоящий сын Маланюк скучает за родным краем ("Чужие:
и земля, и небо здесь, и люди...") и не находит себе места в "том" жизни ("Почему
же я здесь?.."). И эта тоска по Родине проникнута такой любовью и лиричностью, что
наворачиваются слезы:
Не надо ни парижских бруків, Ни улиц Праги
прастарих: Все снятся матернії руки, Старая солома жидких крыш.
("Под чужим небом")
И эти детские воспоминания о красоте родного края,
материнское тепло врезались в сердце поэта. Поэтому несет Маланюк Любовь, Красоту и
Надежду даже сквозь холодные реалии новой эпохи:
Поет лазурь сквозь готику
лесов, Звенит цемент сквозь духа плоть строений. И все же: в
начале было - Слово! И все же: начальный дух - Любовь!
То же в
личности Евгения Маланюка ярко встает образ украинца-борца, который "воспринимает
мир обнаженным нервом" и который глубоко переживает всегда актуальной проблемой
государственной суверенности Украины, решение которой он находил в наследии прошлого,
на своем жизненном пути был факелом надежды на светлое будущее.
|
|