Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Краткое изложение произведения

ДРЕВНЯЯ УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ВЕЛЕСОВА КНИГА

1 (дощечка)
 
Зря упомянули доблестные наши старые времена, так куда идем - неизвестно. Осматриваемся и говорим, что стыдимся знать Наву, ПравуіЯву[Навь - мир умерших; Права - законы, порядок; Явь - реальный мир].
Даждьбог сотворил нам яйцо, «что есть мир-заря, которая нам сияет». В той бездне он повісів землю нашу, чтобы там удержувалася.
Души пращуров светят нам звездами от Иру [Ир - славянский рай].
Греки напали на Русь, «оказывая злеє во имя богов», так что мы не знали, куда бежать и что делать.
Права тайно уложена Дажбогом, «а по ней, как пряжа, течет Явь» и создает жизнь наша. А когда она отойдет, наступает смерть. «Ява течет и творится в Праве», то есть реальная жизнь проходит по определенным законам. После них идет Навь - мир мертвых, потусторонний мир. Все идет по кругу, поэтому мы должны знать свое прошлое: «Поучившись старом, погрузим души наши в него, потому что есть то наше, яко ибо уже нашло на круг нам». Бог дал нам силу, и не надо ее тратить, потому что души предков смотрят на нас и там от жалости плачут, и упрекают нам, что не берегли мы Праву, Наву и Яву». Не только не берегли, а и смеялись, поэтому не достойны быть Дажбожьими внуками. Поэтому нужно молиться, чтобы иметь чистые души и тела, иметь совместную жизнь с праотцами нашими, которые слились с богами воедино.
Мы Дажбожьи внуки по уму, а ум «великий божий есть единый с наіми». Поэтому мы творим и говорим с богами воедино. Бренним (скоро-преходящим) есть жизнь наша, и мы сами также.
 
 
«Мужчина, что держит дом, не иравий, если только заявляет о правах; и правый, если слова его с делами совпадают». Издавна сказано, чтобы мы творили добро. «Как и деды наши говорили: здесь есть и будет так же». Но во времена злославних Русь была избита рукой вражеской, и преступления творились, а князь годілемічнийбув, то же послал на битву своих сыновей. А те варягам подверглись, презрев решение веча. «Так же мы розторгнуті и в неволю взяты». И когда говорим, что имеем своих князей, то это не так.
Ходили в южных краев, чтобы взять землю для себя и для детей своих, но там греки напали на нас, потому что мы посягалися на их землю.
Была сеча великая, которая длилась много месяцев. «Стократ начинала Русь» и стократ была разбита от севера и до юга. «Вот скот повели праотцы наши, и были отцом Орієм [мифический предок славян с середины i тыс. до н. есть.] до края русского ведомые, потому что всегда там находились».
Много неприятностей принес ранний холод. Наши предки поселились «огни-щанами на земле русской», а вскоре пришли варяги и забрали землю в руки своих от хазар, и те отрабатывали в неволе.
«Народ был родственником с ільмерцями, из единого корня роды наши. Кто пришел позже на Русскую землю, то и селился среди ільмерців, ибо суть братья наши и подобные к нам, и в опасности защищали нас от зла».
Ільмерці имели вече, и что оно решит, то так и должно быть. Князей выбирали себе. Мы же им помогали, потому что «зелье ибо знали делать, посуду печеный в очагах - и суть потому умелые гончары». Ільмерці же хорошо умели землю пахать и пасти скот.
А когда на нас напал злой род, мы вынуждены были отойти в леса. Там и живем, научившись зверя ловить и рыбачить, «от страха поклонившись».
 
 
«А идем куда - знаем: по земле на горы и в луку моря». И каждый день обращаем свой взгляд на богов, которых мы называем Перун, Дажбо, Хоре и дру-' мы именами. Поем славу богам и живем их милостью.
В Суроже враги наши, которые «в темной яме ползают и угрожают нам болезнями, Маром-Марой [Мар-Мара, Мар-Мория-зласилауНаві] и концом жизни всем».
Пусть явится бог сильный и бьет тьму мечом-молнией, чтобы та сдохла и «сияние светит на нас и к нам и видно всем». Первая слава Сурію, который прогонить зло.
Плохо тюркское племя дасуво [тюркские племена] напало на предков наших, и много людей было взято в плен и и умерло немало. Тогда Ор - старотец сказал, чтобы мы шли от той земли, где хуны [тюркские племена] братьев наших убивают и скот воруют: «А пойдем к другой земле, в которой текут мед и молоко, и земля есть».
Отправились все и трое сыновей Орієвих - Кий, Пащек и Горовато, от которых возникли потом три славных племени. «Сыновья были храбрые, вожди женам».
Итак, сели на коней и двинулись. За ними ехали младшие жены, шла скот - коровы, быки и вівці. ехали дети, деды, матери, женщины. И так продвигались к югу, мечами разячи врагов. Дошли до Горы великой, до долины травянистой, богатой злаками. «Там и поселился Кий, который был основателем Киева». И стал это престол русский. Много крови стоил тот поход славянам. Но анти не обращали внимания на зло и шли, куда Ор указывал. «Ибо кровь есть праздники. А кровь наша говорит о том, что мы русичи все».
Враги говорят, что нет у нас доблести. Но то неправда. Мы происходим от отца Ория, и «то время одчасу рождается среди нас». «Не забудем также ільмерців, которые нас охраняли. Были не отдельные, а с нами слились и кровь свою давали и за нас».
Когда-то давно были на Руси хазары, сейчас варяги, мы же русичи, отнюдь не варяги.
Надо оставить молоко в травах на ночь, затем добавить к нему щавеля и те травы, о которых говорили праотцы, дать настояться. Потом пить трижды и пять раз ежедневно на славу богам. Это наше старое почитания (чествование) богов, которое будет связывать нас между собой.
Ни Мара, ни Морока не смеем славить, ибо смотри [злые духи] является нашим несчастьем.
Деды наши в небесах...
 
 
«Ед Ора были наши отцы совместно с борусами до прихода на рай-реку, на Днепр, и до Карпатской государства».
Родами те правили от имени родственников и веча. И всякий род назывался именем своих родственников, которые правили и откуда пришли к Горе также. А князья и вое-воды-отцы водили людей сражаться с врагами во славу Перуна. Дажьбог помогал нам и была «государство русская одрусів». И борусичі дрались постоянно с врагами, которые нападали на них, как римляне и готы.
А тут еще Іерманаріх [готский князь IV ст.] пришел и напал на нас. Итак, мы были разбиты римлянами и настигнуті готами, и остались «между двумя очагами тлеть и сгорать».
Наступила и другая большая беда: жатва наши сожжены, ничего не осталось, кроме дыма и пепла.
Тут прилетела к нам Птица божеская и сказала, чтобы мы отошли на север и напали на врагов, когда те пойдут на наши села. Так и сделали. Сделали вид, что идем на север, а затем напали на врагов и разбили их. Преодолев не-приятеля, пошли и стали состояниями по Дунаю. Но тут римляне напали на нас, многих побили, да и самих их погибло немало.
Большие снега, холода мучили наших людей. Становясь беглецами, оставались без всего, много натерпелись, потому что хотели независимости и за нее боролись.
 
 
«Слава богам нашим!
Имеем истинную веру, которая не требует человеческой жертвы. А тая се действует в варягов, которые всегда приносили ее, именуя Перуна Паркуною». Мы ждаємо полевую жертву от трудов наших - просо, молоко, тук. На коляды и русалии
в день весенний и честь Красной Горы [праздник в честь прихода славян до Карпат в VII в. до н.э.] зарежем ягненка в жертву.
В честь гор Карпатских назывался наш риду то время карпини. А стали жить в лесах, то имели название древичі, а в поле находились, то и назывались полянами.
Греки наговаривали на нас, что приносим в жертву людей. «А то лживая вещь, ибо не соответствует истине; у нас другой обычай». «И тот, кто хочет поразить другого, сказал плохо, а глупый не борется против этого; а и так есть, другой говорит так же».
Старейшины рода венедського судили родственников у Перунового дерева. В тот день происходили игрища. Юноши показывали свою силу, бегали, пели, танцевали в честь староотців.
Огнищани ходили на охоту, приносили дичь, которую староотці делили между остальными людьми. Волхвы приносили жертву богам, хвалили и славили их.
Были времена, когда новоявленные готы и варяги выбирали наших отцов князьями, и те вели юношей до сечи лютой.
Римляне взирали на нас и задумывали злое. А потом подвинули телегами и железным оружием. Мы долго бились и отогнали их от земли своей.
 
 
«И римляне, зная, какие мы отважные, когда боремся за жизнь, оставили нас».
«Так и греки хотели покорить нас у Хорсуна, и бились мы против рабства нашего. И была и борьба и битва великая тридцать лет; и те оставили нас в покое». Тогда греки пришли на наши торги менять коровы на масть [ароматические масла, духи] и серебро, которые требуются жонам и детям. Вот так и торгуем до этого времени, хоть греки пытались найти в нас слабину и вернуть в неволю. «А потому не послабляймося и не дадим нашей земли, как и земли Трояни [славянское государство на Днепре] не дали римлянам».
Мы, как и отцы наши, не дадим в надругательство Дажбожьих внуков. Осьу синее море сбросили с берега готов и пропели над ними победную песнь хвалы.
«И Мать пела, тая красная птица, которая несла предкам нашим огінь в домы их». [Мать-Птица - мать, Мать-Слава - священная птица, тотем народа, скорее всего - аист.]
Боги дали нам силу, и мы порубили врагов, оставив им позор. «То же посмотри, народ мой, ты защищен и многочисленный, и не свернул из-за потерь своих, и не спустился к ряду». Мы врагов прогнали, беды избавились, чтобы жизнь иначе мать. «Мы стали гордыми и не избегали врагов». Еще тяжелее будет их поражение. Вот уже тысячу пятьсот лет, как мы ведем многочисленные войны и сражения. '
 
 
Мы смогли отбиться от врагов, то будем делать так и дальше. С нами наши боги, как и с отцами нашими, когда они ходили на римлян. Когда готы объединились с гуннами против нас, но Русь забрала свои силы и разбила их, сотворив край Антов и город Киев.
Сегодня же запеклося кровью наше сердце. «От утра до вечера ходим и ізроняємо слезы осуждения своего». Мы жили немыми в то время, но знали, что настанет час и пойдем в сечи на врагов - то греков, гуннов, чтобы их «захомутать и стреножить».
И не станет в нас врага, «якмерзості перед глазами нашими».
Галаріх заплатил за то, и должны заставить Хорсун заплатить «за слезы дочерей наших введенных и сыновей, в рабство взятых». И плата будет не серебряной, золотой, а отвергнуть их головами.
 
 
Перун идет и головой золотой трясет, посіваючи небо молниями. «А Мать-Слава пела о труды наши ратные». Мы должны послушать и стремиться к битве лютой за Русь нашу и святых отцов наших. Мать - Слава сияет в облаках, как солнце, и предвещает победы и гибель. А мы того не боимся, потому что есть жизнь земная, но выше есть жизнь вечная. И мы должны радеть о вечном, потому что земное против него - ничто. Мы на земле згинемо, исчезнем во тьме, будто никогда и не существовали на ней. Только слава останется до конца земного и другой жизни. «То ли нам бояться смерти, когда мы потомки славных!»
Дажьбог родил нас от коровы Замунь, и были мы кравенці и скифы, анты, русы, боруси и сурожці. И тако стали деды русове.
 
 
И здесь должны знать, что собирается род русский в десятки, а десятки - в сотни, чтобы напасть на врагов и побороть их.
«Текут реки великие на Руси. И журчать они, полноводные, древние песнопения о тех боярах, что не боялись полей против готов выходить и много лет сражаться за вольность русскую».
Они были славные и не берегли даже своей жизни. Так сказала им Берегиня. И бьет крыльями Матерь-Слава наша и говорит потомкам о тех, что ни грекам, ни варягам не подвергались. И птица рассказывает о героях-русских, которые упали круг Дуная от рук римлян, и те без тризне полегли. Рассказывали также и голубки-девоньки, как погибли воины в славе, не оставив своей земли врагам.
«Разве мы не сыны их, не потомки? » Так не оставим нашу землю ни варягам, ни грекам. Тут заря красная идет к нам, как жена благая, и молока
дает, добавляя силы и крепости двожильної. И заря солнце предвещает. Вестники на лошадях скачут до захода солнца, чтобы управити его лодка золотой до ночи и повозка с волами смирными привезти по степи синем. Там и ляжет солнце спать на ночь.
Когда день придет до вечера, второй раз скачут в Яве и говорят солнцу, что воз и волы ждут его на Молочной стезе [Млечный путь, Млечный путь (позднее)]. Как только заря прольется в степи, позовет нас, чтобы мы поспешили.
 
16
 
Эту книгу посвящаем Велесу, нашему богу, в котором вся сила. Удавні времена был муж, благ [добрый, приличный] и доблестный, почитаемый на Руси. Имел жену и две дочери. Имели они скот: коров и множество овец. Жили в степях, и не было мужчин для их дочерей.
Тот мужчина молил богов, чтобы они не допустили угасания рода. Дажьбог услышал ту молитву и дал прохане: «Здесь-ибо Велес отроча [ребенка] несет ему».
То же восхвалимо бога нашего!
 
37А
 
Предупреждает Мать-Птица, что браманове идут на нас. Рога на лоб натягивают и нападают на нас. Тоска велика в нашем крае, как дымы степи наполнили до неба. И сожалению плачет за нами. Мать просит всемирного дать огонь для костров наших, и тот прибыл с помощью, бросил свою мощь на врагов. Отступили нападающие, двинулись к морским берегам и взяли земли до Дона. Так есть Калка Великая, что является пределом между нами и другими племенами. Готы там бились четыреста лет со своими врагами.
Поэтому мы заняли землю нашу и хозяйничаем на ней спокойно. Торговали с еланами, обменивая скот, кожи и жир на серебряные и золотые кольца, питье, еду. Жизнь тогда было спокойное и мирное, а готы напали на нас и была война десять лет. Но мы удержали нашу землю. То же имеем и дальше защищаться от врагов, которые идут с трех концов света, когда праздники приближаются к нам.
Праздники же были такие: первое - Коляда, второе - Яр и Красная гора осенняя, большая и малая. И тогда мир уходит от нас к иным и от других к нам.
 
37Б
 
«Идите, братья наши, колено по племеном, род за родом и бийтесь за себя на земле нашей, которая принадлежит нам и никогда иным». Мы, русичи, славим богов пением, танцами, играми и зрелищами.
Сядьмо на землю и приложим ее к ранам своих, а когда после смерти предстанем перед Мар-Морією, то она скажет, что не может винить того, кто наполнен землей, и не может его отделить от нее. Боги, что там есть,
тоже скажут: «Се русич и останется им, потому что взял землю в раны своей и несет ее к Нави».
Во времена после Кия князьями выбирали многих отцов, а князья после княжения становились на глаза простыми мужами. И так земля расцветала, и избранные князья заботились о людях и о хлебе, получая пищу и всякий польза от людей своих.
Сейчас имеем другое: князья полюдье берут, а власть передают сыновьям - от отца к сыну и вплоть до правнука.
Перевод Б. Яценко за публикацией в «Трудах отдела древнерусской ли-тературьі» (Л., 1990, т 43).