Чтобы стать поэтом, нужно иметь не только фантазию и чувство ритма. Этого не
отнимешь у многих, но поэтами они не становятся. Надо иметь особое зрение, слух,
чувством жизни, чтобы обрести что-то важное там, где обычный человек пройдет,
ничего не заметив и не услышав. Однако острота восприятия источник не только вдохновения, но и
трагических поворотов судьбы, часто неустроенного быта и ворожости тех, кто
совсем не горит желанием раскрыть тайны своей души.
Все это объединяет этих двух великих поэтов - Пушкина и Лермонтова, которые в
жизни никогда не виделись и принадлежали к разным, вообще-то, поколений. Пушкин
начинал как романтик, и его «байронічні герои» - дань возрасту и времени
(например, Алеко из «Цыган»).
У Лермонтова герои внешне похожи на пушкинских, но на самом деле - отнюдь.
Они жаждут любви, они ищут ее, они страстно хотят отдать
себя.
Однако им это не суждено. Демон, что нашел любимую Тамару, убивает ее своим
поцелуем. Мцыри, что рванувся до родных скал, погибает в неожиданной схватке с не
знакомым ему Божьим миром. Любовь лермонтовських героев неизбежно зраджується
теми, нкому она посвящена.
Мне кажется, боль героев Пушкина в том, что они, в том числе и Евгений
Онегин, по разным причинам «ушли» от людей, а герои Лермонтова не находят
«не только милых душ - могил». Героям Пушкина стоит только захотеть - и они здесь
же могут вернуться к тем, кто их любил, ценил... Героям Лермонтова это не
дано.
Отличаются писатели и кар’єрою: Пушкфн успел перейти к реализму и создать
пусть не роман, а роман в стихах («дьявольская разница!»), то художественное развитие
Лермонтова было подстреленно еще на взлете... Ведь «Героя нашего времени» только условно
можно назвать романом: на самом деле это композиция из нескольких повестей,
эт’связанных общим героем.
Таких разных поэтов было убито бездарями за невмешательство власти, а может, за
тайной поддержки.
За все на этой земле человек должен отвечать, и речь идет не о деньгах.. Но
почему славная жизнь обычно коротка и полна тяжелых и непрерывных «борінь с
самим собой», как скажет через
века Бы. Пастернак.
Впрочем, были же Тютчев и Дете...
Или это те самые исключения, которые
подтверждают правило?