Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ИВАН КОЧЕРГА
Моральные ценности, идеалы наших предков (по драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый»)

Драматическую поэму «Ярослав Мудрый» Кочерга начал еще тогда, когда возвращался из эвакуации. Проездил он теми местами, которые только-только освободили от фашистского сапога. Его глаз не прошло руин и пожарищ, страданий людей. Из первых уст он слышал о злодейства немцев, о мужестве и отваге солдат нашей армии, об их стремлении жить на освобожденной земле.

Ярослав Мудрый был поборником единства всех русских земель. Рассказ об этом в драме «Ярослав Мудрый» становится центральной.

Видя современное и вспоминая прошлое, писатель утверждает проблему мира как высшую человеческую ценность, залог процветания государства и народа.

Сюжет драмы разворачивается в четко определенном времени - 1030-1036 года. Это был тот период, когда Ярославу удалось утихомирить (хотя бы ненадолго) княжеские междоусобицы и обуздать внешних врагов - половцев. Точная датировка описываемых событий и развернутые авторские ремарки предоставляют «Ярославу Мудрому» исторической достоверности. Пьеса густо населена как историческими действующими лицами, так и вымышленными. Персонажи драмы помогают раскрыть сущность деятельности великого князя и его индивидуальные человеческие качества.

В образе Ярослава воплощены моральные ценности, идеалы наших предков. В предисловии к произведению И. Кочерга пишет о том, что в своем любимом образе он объединяет честолюбие и искреннюю любовь князя к образованию и культуре, великодушие и лукавство, раздолье рыцарской отваги и малодушную м'якливість в ответственный момент, щедрость и скупость, неблагодарность за оказанные ему услуги.

Принцип психологически-художественного постижения сущности Ярослава позволил драматургу показать все высокое, умное, благородное в его деятельности одновременно с отрицательным и жестоким.

Образ раскрывается в эволюции, и это помогает читателю лучше понять его сущность.

В первой действия Ярослав показан решительным, энергичным обладателем, определенным своей силы и воли. Он чтит мирную, спокойную жизнь, книги, человеческую мудрость, одним словом, все то, что можно назвать благодатью.

Правитель руководствуется, однако, принципу: «Раньше закон, а потом благодать». Он возлагает большие надежды на свою мудрость, умение и способность точно определить, что есть добро, а что зло, всегда и во всем быть справедливым. А потому считает законным правом по своей воле вершить все дела земные и человеческие судьбы.

Святой долг государственного деятеля, по его мнению, - оберегать мир и труд. Это благо основное".

Война же может быть оправданной только тогда, когда направлена на защиту родной земли, на защиту свободы и независимости. Поэтому князь и был непримирим ко всем, кто войны и крови только ждет. Не прощал измены, каравший откровенных врагов и своих родных:

Этого не мог простить я никому,

Потому что высших я не ведаю сокровищ,

Чем мирный труд и счастье в мирнім доме,

Которые весь век я честно защищал.

Ярослав стремился поднять мощь государства, не раз говорил об исторической миссии Руси, желал видеть Русь сторожем Европы, защитником всех народов христианских и «всех сокровищ ученой возрастных».

Драма «Ярослав Мудрый» имеет большое воспитательное значение именно сегодня, когда перед нашим народом стоит так много разных проблем.

На примере великого киевского князя мы должны учиться мудрости, философии жизни. Учиться проникать в сущность человека, в его духовность.

Делать все для того, чтобы духовность росла. Иначе Нам не построить крепкого государства.