Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Завязка - элемент сюжета, исходный момент в развитии действия художественного произведения. 3., как правило, начинает основной конфликт, столкновение антиподов. В ряде произведений ей предшествует экспозиция. Если же она отсутствует или очень краткая, то 3. приобретает особую остроту. Основной конфликт начинается выпукло, зримо. Крепко сжатая пружина сюжета в 3. романа І.Багряного "Сад Гефсиманский", где автор максимально концентрирует зародыши тех многих проблем, решение которых обещает в следующем развитии событий, развертывании сюжетных линий. Характер 3. зависит и от творческой манеры писателя, стилевых особенностей произведения, от поисков новых форм изложения (традиционный характер 3. в романе "Волынь" и чрезвычайно сжатая, динамическая 3. в повести "Мария" В .Самчука). Каждая отдельно взятая, композиционно оформленная единица художественного произведения (глава, часть, действие и т.п.) имеет свою 3., которая подчинена основной. Так, повесть м. Коцюбинского "Для общего добра" имеет свои мини-элементы сюжета (3. в 1-й части "Первый гром" служит эпизод, из которого читатель узнает о главных персонажей. 3. 2-й ч. "Разные взгляды" дает сведения о членах філоксерної комиссии и т.д.). Бывают случаи, когда произведение начинается с кульминации или развязки. Писатель умышленно "ломает" устоявшуюся схему (завязка - развитие действия - кульминация - развязка), чтобы активизировать читателя, рельефнее оттенить основную идею произведения. Так, этюд м. Коцюбинского "Куколка" начинается с развязки, которая разрывается и создает своеобразное обрамление, а 3. реализуется через воспоминания-размышления главной героини в середине произведения. Типы завязок: динамическая (Стефаник/'Новость"), краткая (У.Самчук/Мария"), сконцентрирована (І.Багряний "Сад Гефсиманский"), растянута (У.Самчук, «Волынь ).