Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Василий Барка
"Желтый князь" Василия Барки: гуманистическая идея произведения


Работа над романом "Желтый князь" была для Василия Барки нелегким, потому что те страшные картины голодомора, которые он видел очевидно, гостя у брата на Полтавщине в 1932 году, снова и снова всплывали из глубин памяти, снова и снова мучили его обессиленое сердце. Поэтому в романе и воспроизведены те найпекельніші страницы украинской истории - страницы страданий, отчаяния, греха, смерти. Василий Барка стремится в своем романе показать болезненную правду про советскую тоталитарную систему, которая уничтожает все светлое и гуманное на пути достижения своей цели.
В романе изображена жизнь украинской семьи Мирона Катранника. Это обычная крестьянская семья, которая жила по всем нормам христианской морали, пожизненными традициями украинцев, жила в мире и согласии. И голодомор перечеркнул существование тысяч семей на нашей плодородной земле. Перечеркнуто жизни и этой семьи: гибнут почти все.
"Лютая голодність" уничтожает все святое... И предстают перед читателем картины людоедства, поля, покрытого трупами; вокзала, где умирает мать Дарья Александровна, не дождавшись сына; магазина, где торгуют (даже страшно произнести) человечиной; безлюдного двора Катранників, где умирает, даже не успев зайти в дом, измученный голодом и тяжелой дорогой отец.
Смерть. Ужас. Страх. Царят и уничтожают все... Не в силах уничтожить лишь одного - большой души украинца...
Идея гуманизма пронизывает произведение насквозь. Несмотря на все, автор и его герой верят в торжество человечности, добра.
Все члены семьи не потеряли человеколюбия, христианских принципов. Вспомним, как Мирон охраняет тайну чаши, которую ему передали односельчане, как самую дорогую святыню. Даже перед выбором между жизнью и смертью он не может предать односельчан: "От неба кара будет, мне и детям... лучше умереть".
Из большой дружной семьи остается в живых только младший сын Андрюша. Именно на него автор возлагает все свои надежды. Потому что именно он является продолжателем тех традиций, которыми жила его христианская семья, которые он унаследовал еще от своей бабушки, которая щедро наделяла всех безграничной любовью.
Оставшись в одиночестве, отстав от матери, Андрюша не впадает в отчаяние, а пытается ее найти.
"Парню вся душа болит от память о одинокую маму, что ищет его". Нелегкой выдалась дорога домой. Но не голод побеждает человечность, а наоборот.
Поражает гуманностью эпизод романа, когда изголодавшийся до безумия Андрюша охотится на суслика, обжигает на огне и только-только начинает есть его, как "чувствует странную неловкость; приподнимает голову и вдруг смущается: вблизи пожилая женщина стоит и наблюдает, как он ест. Теперь "каждый - себе". Да нет... Этого взгляда ему не выдержать. Он положил немного мяса возле несчастной, что, как тень, застыла на месте.
Сострадание к ближнему толкает мальчика к подобным поступкам. Вот он делится куском хлеба с женщиной, которая держит малое дитя, что ел пожовану мамой крапиву. Вот он кладет под подушку для мамы недоеденный кусочек, надеясь, что она скоро вернется.
Милосердная душа ребенка не остается равнодушной как к человеческой беде, так и к красоте природы. Залюбовался цветами, чуть не плачет от запаха мяты. Все это напоминает ему его любимую мамочку. Вот джмелик, а вон бабочка, жучок, муравьи, птицы... И он не сам! Все настроено на жизнь. А как он завидовал птицам! Потому что там, в вышине, есть небо, солнце, радуга! И нет грязи и страха.
Ему так хочется жить, так хочется найти свою мать. Его чувствительное сердце стремится жизнь.
Утверждая победную силу гуманности, Василий Барка писал о своих героях: "Они в жуткой поруганості были сердцем чистые, как цветы и солнце, незміренно лучшие от звезд небесных, как и все люди, хоть они этого не знают; как сам хлеб, ими запрацьований и в них отнятый, были чистые, хоть смерть наступила в найбруднішій поверженості их".