9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Культура запорожских казаков
Все сведения о жизни и культуре запорожских казаков можно черпать из літописань, где речь шла, главным образом, войны и походы, общественную и культурную жизнь; и писали летописи сами казаки.
С давних времен на территории Киевской Руси, а затем Украины священное ремесло летописца было подвластно только монахам. У истоков целой плеяды мо-нахів-историков стоит могучая фигура монаха Киево-Печерской лавры Нестора Летописца. В Украине эпоха Нестора и его продолжателей сменилась эпохой казацкого летописания. Казацкая старшина, получала образование и дома, и в иностранных университетах, совершила переворот в летописании - переход от летописей до научных исторических сочинений.
Казацкие летописи является свидетельством деятельности прежде всего казацкой верхушки, что, безусловно, сказывалось на их содержании. Но и широкие массы казацкого народа, «казацкая голытьба», не были немыми. Кроме того, что именно они возникали главным творцом истории, они еще оставили по себе и свои «исторические произведения».
Не хватало в Украине конца XVII в. и книг. Несмотря на военные лихолетья, в стране действовало 13 типографий: из них девять украинских, три польских и одна еврейская. Писатели творили причудливым барочным стилем, пользуясь искусственным церковнославянским языком, далеким от тогдашней разговорной. В произведениях светских авторов, наоборот, имеется тенденция пользоваться народным языком и ставить конкретные вопросы.
Относительно церковной жизни Украины времен казачества, то основу его составляло православное христианство. Вера на Сечи была единственной, католики же и особенно, униаты считались врагами. Движущей силой православного возрождения Украины была древняя Киево-Печерская лавра, материально поддерживаемая зажиточной казацкой верхушкой и богатыми православными шляхтичами. Ощутимое влияние сказалось на развитии искусства Украины, в том числе и на народном живописи, получил распространение в Запорожье. Долгое время он развивался в рамках иконописи. Народные художники-иконописцы понемногу освобождались от канонов византийской иконописи; их иконы сказывались объемностью форм, применением ярких красок и главное - изображением на иконах людей - современников иконописцев. Распространилась в Украине традиция исполнения икон в стиле «Запорожской Покровы»: там на иконах рядом с казаками изображались также военные клейноды запорожцев.
Светский живопись того времени воссоздан в народных картинах с изображением казака Мамая, которые украшали тогда каждую крестьянскую и казачью хату. Кобза, которую держал казак, символизировала народную историю и мечты, конь - его волю, дуб - его могущество. Часто на этих картинах можно увидеть копье с казацким флагом, а также штоф и рюмку. То были вещи, связанные со смертью казака - копье ставился на место захоронения, штоф и рюмка клались в могилу, и напоминали они о скороминучість жизни и казацкую судьбу, ведь угроза смерти в бою была повседневной реальностью.
В то же время распространяется так называемый «книжный портрет» - изображение основателей церквей или людей, которые предоставляли монастырям значительную финансовую поддержку.
В духовной культуре высокого развития достигло хоровое искусство. На протяжении многих веков национально-освободительной борьбы украинский народ наряду с песнями творил думы - героическую, драматизовано и в то же время проникнутой лиризмом поэзию, которая исполнялась под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.
|
|