Если бы надо было одним словом обозначить своеобразие художественного мира Владимира Винниченко, то это было бы слово «парадокс». Его творчество поистине парадоксальная. От появления первых рассказов и пьес писателя и до его последних произведений она вызвала щонайжвавіший интерес и самые разнообразные отзывы читателей. Ею восхищались и возмущались, бурно поддерживали и сердито возражали. Причина - в смелом художественном освоении актуальных проблем, в осмыслении и произнесении - даже пропаганде! - идей, потрясающих умеренного украинского читателя.
«Откуда он такой взялся?» - вслед за Франком спрашивали себя его сторонники и враги. Спросим себя и мы - и уже в ответе сразу заметим парадокс. Писателя подарила нам Кировоградщина, о которой сам Винниченко вспоминает, как о край раздольных степей и неторопливых людей, которые медленно передвигаются степными дорогами на телегах, погейкуючи на волов. Но он же, этот край, наснажив сердце художника ветром свободы, победоносным духом прошлого, что сказалось и на его судьбе, и на его творчестве. Отсюда - и сквозное для Винниченкових произведений утверждение силы, начатое еще в первом рассказе «Сила и красота», которое впоследствии дало название (едва перефразовану) сборнике - «Красота и сила». Уже в этом произведении ходим по кругу парадоксов вслед за авторскими размышлениями. А он экспериментирует с персонажами, ища красивое в сильном и доказывая, что Матрена («Красота и сила») выберет в финале Андрея, отдав предпочтение ему, некрасивому и преступном, перед красавцем Ильком. Потому что Илья - симпатичный слабак и придурок. Андрей же - сильный, дерзкий, хитрый хищник: измены ей не простит, но и отстоит перед миром и себя, и свою суженую.
Художественно осмысливая жизнь, ища в нем ту красоту и силу, Вин-ниченко нередко «идет от противного», описывая контрасты. Игра на противоположностях - вот еще одна особенность его писательской манеры. Это и социальные контрасты (рассказ «Суд», «Салдатики!»), и этические («Федько-халамидник», «Баришенька»), и эстетические («Раб красоты»). И везде приверженность автора снова на стороне силы. Но не для бездумной, только для силы мудрой, благородной, которая обнаруживает себя лишь постольку, поскольку нет другого выбора. Так, дрібненькому крестьянину Явтуху к силам стать к отважного поединка с истерическим «лейтенантиком», чтобы спасти бунтующее село от отряда карателей, ибо он - мудрая сила. Федько Халамидник отважно берет на себя вину слинькуватого Толика и платит за это, не каясь, собственной смертью, ибо он, еще такой маленький, - благородная сила, способная искупить чужой грех. «Сильные мира сего» и «сильные мира Винниченкового» - это разные люди. Потому Винниченку герои могут быть миршавими, или замкнутыми, или розбишакуватими, но в критической, экстремальной ситуации они всегда удосуживаются на Поступок, который не им, а их ближним несет благо.
Владимира Винниченко называли самоуверенным, порнографом и т.д., а он просто имел отвагу открывать дискуссию вокруг проблем, которые тогда еще только появлялись, были цветочками, что вскоре обещали плоды. Поэтому его рассуждения о морально-этических, психологических, социальных вопросов были не смакованием тайн человеческой психики, а попыткой честного художника проникнуть в эту самую психику ради профилактики неестественности. И поэтому я считаю, что творчество Владимира Винниченко была в его время новым словом в украинской литературе, услышанным не только у нас, но и за рубежом, а следовательно - ярким художественным явлением в национальной и мировой культуре.