Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО
Своеобразие художественного мира В. Винниченко

Если бы надо было одним словом обозначить своеобразие художественного мира Владимира Винниченко, то это было бы слово «парадокс». Его творчество поистине парадоксальная. От появления первых рассказов и пьес писателя и до его последних произведений она вызвала щонайжвавіший интерес и самые разнообразные отзывы читателей. Ею восхищались и возмущались, бурно поддерживали и сердито возражали. Причина - в смелом художественном освоении актуальных проблем, в осмыслении и произнесении - даже пропаганде! - идей, потрясающих умеренного украинского читателя.
«Откуда он такой взялся?» - вслед за Франком спрашивали себя его сторонники и враги. Спросим себя и мы - и уже в ответе сразу заметим парадокс. Писателя подарила нам Кировоградщина, о которой сам Винниченко вспоминает, как о край раздольных степей и неторопливых людей, которые медленно передвигаются степными дорогами на телегах, погейкуючи на волов. Но он же, этот край, наснажив сердце художника ветром свободы, победоносным духом прошлого, что сказалось и на его судьбе, и на его творчестве. Отсюда - и сквозное для Винниченкових произведений утверждение силы, начатое еще в первом рассказе «Сила и красота», которое впоследствии дало название (едва перефразовану) сборнике - «Красота и сила». Уже в этом произведении ходим по кругу парадоксов вслед за авторскими размышлениями. А он экспериментирует с персонажами, ища красивое в сильном и доказывая, что Матрена («Красота и сила») выберет в финале Андрея, отдав предпочтение ему, некрасивому и преступном, перед красавцем Ильком. Потому что Илья - симпатичный слабак и придурок. Андрей же - сильный, дерзкий, хитрый хищник: измены ей не простит, но и отстоит перед миром и себя, и свою суженую.
Художественно осмысливая жизнь, ища в нем ту красоту и силу, Вин-ниченко нередко «идет от противного», описывая контрасты. Игра на противоположностях - вот еще одна особенность его писательской манеры. Это и социальные контрасты (рассказ «Суд», «Салдатики!»), и этические («Федько-халамидник», «Баришенька»), и эстетические («Раб красоты»). И везде приверженность автора снова на стороне силы. Но не для бездумной, только для силы мудрой, благородной, которая обнаруживает себя лишь постольку, поскольку нет другого выбора. Так, дрібненькому крестьянину Явтуху к силам стать к отважного поединка с истерическим «лейтенантиком», чтобы спасти бунтующее село от отряда карателей, ибо он - мудрая сила. Федько Халамидник отважно берет на себя вину слинькуватого Толика и платит за это, не каясь, собственной смертью, ибо он, еще такой маленький, - благородная сила, способная искупить чужой грех. «Сильные мира сего» и «сильные мира Винниченкового» - это разные люди. Потому Винниченку герои могут быть миршавими, или замкнутыми, или розбишакуватими, но в критической, экстремальной ситуации они всегда удосуживаются на Поступок, который не им, а их ближним несет благо.
Владимира Винниченко называли самоуверенным, порнографом и т.д., а он просто имел отвагу открывать дискуссию вокруг проблем, которые тогда еще только появлялись, были цветочками, что вскоре обещали плоды. Поэтому его рассуждения о морально-этических, психологических, социальных вопросов были не смакованием тайн человеческой психики, а попыткой честного художника проникнуть в эту самую психику ради профилактики неестественности. И поэтому я считаю, что творчество Владимира Винниченко была в его время новым словом в украинской литературе, услышанным не только у нас, но и за рубежом, а следовательно - ярким художественным явлением в национальной и мировой культуре.