10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ИВАН ФРАНКО
Проблема интеллигенции в прозе Ивана Франко
Общая проблема интеллигенции была актуальна для украинской литературы и творчества И. Франко частности. И. Франко возлагал на украинских интеллектуалов большие надежды. Он считал, что интеллигенция должна была возглавить освободительное движение в Украине, но она была инертной, не выполняла возложенных на нее надежд.
В своей прозе творчества И. Франко подает три типа интеллигенции: прогрессивно-демократическая интеллигенция показана на примере образа главного героя повести «Перекрестные тропы» Евгения Рафаловича, который, став адвокатом, решил помогать своему народу, бороться за лучшую судьбу. Писатель замечает, что, оказавшись в условиях выбора между заангажированностью или честной жизнью, между преданностью национальной идее, готовностью к самопожертвованию или конформизмом и личной выгодой, Рафалович выбирает служение своему обездоленному народу. Однако, изображая Рафаловича как интеллигента прогрессивного порядка, Франко показывает, что и он несовершенен. Это несовершенство проявляется в любовных отношениях Евгения с Региной Стальською. Отдавая всего себя общественному долгу, он не смог спасти любимую женщину от издевательств и смерти.
Представителями псевдо интеллигенции аристократического происхождения являются главные герои повести «Основы общества» Олимпия и Адась Торские. И. Франко, раскрывая суть антиморальних поступков шляхетской интеллигенции, пытался показать нам, что подлинным носителем моральных качеств является народ. Рисуя образы госпожа Олимпии и отца Нестора писатель показал, что может произойти с человеком, который потерял духовности через любовь. Отец Нестор и госпожа Олимпия заполнили пустоту в своем сердце жаждой к деньгам, к обогащению. Образ Адася Торського воплощает самые отвратительные черты разлагающего господствующего класса, ибо он есть порождение греха и результатом бездуховности своих родителей. Символом народа, его неисчерпаемых физических и духовных сил является образ кузнеца Гердера - воплощение народной силы и жизненной мудрости.
В образе главной героини повести «Для домашнего очага» Анели Ангарович И. Франко изобразил тип интеллигенции внутреннего состава. Писатель показал, что, став на путь социального преступления, Анеля не потеряла человеческого достоинства и нравственности. Не снимая с себя вины, она разоблачила настоящих преступников позорного промысла, всех тех, кто считал себя цветом интеллигенции. Устами главной героини И. Я. Франко развенчивает растленную шляхту, которая силой власти денег толкнула женщину в болото общественного дна. Писатель разоблачает мерзость основ, на которых держится буржуазное благополучие и указывает, что причиной распада домашнего очага как форпоста морали и семейного счастья, как залога будущего народа является роскошную жизнь и уродливое воспитание в отравленном воздухе шляхетско-буржуазного общества.
Обращая наше внимание на проблему интеллигенции, раскрывая ее суть, характеризуя аморальные поступки некоторых героев повестей, писатель пытался сформировать определенные взгляды и выработать моральные убеждения относительно истинных духовных ценностей общества, обеспечить глубокое понимание молодежью, на которую возлагал большие надежды, моральных и этических проблем, принципов, направленных на воспитание целостной личности.
Повести И. Я. Франка из жизни интеллигенции, имея резкий обличительный характер, били по националистических теориях польских, австрийских и украинских шовинистов, возвеличивали простой народ, клеймили всех эксплуататоров, независимо от их национальной принадлежности. Новаторские по содержанию и форме, они еще и сегодня не потеряли своей художественно-познавательной ценности.
Его прозаические произведения, посвященные проблеме интеллигенции, имеют большое значение и занимают должное место в сокровищницу украинской литературы.
|
|