Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ИВАН ФРАНКО

Трагедия влюбленного сердца в лирической драме И. Франко «Увядшие листья»

Поэзию Ивана Франко традиционно ассоциируется с поэзией борьбы. Борьба действительно была его жизненным кредо. Но каким бы сильным не был человек, она имеет право на слабость. Откровенным и уязвимым предстает поэт в своей интимной поэзии, неповторимым образцом которой является лирическая драма «Увядшие листья», состоящая из трех циклов стихов.
В стихотворных строках драмы с удивительной страстностью открывается трагедия влюбленного сердца. Перед нами - лирический герой со сложным внутренним миром, со своей интересной жизненной историей и целым океаном мыслей, переживаний, мечтаний...
«Развейтесь ветром, листочки увядшие...» С тех увядших листочков, одиноких свидетелей когда-то горящего, напоенного жизненным соком чувство, имеем три внесенных ветром пучки, каждый из которых имеет свой чар, свои краски, свою мелодию.
«Первый клок» раскрывает трагедию неразделенной любви («Не боюсь я ни бога, ни черта...», «Да, ты одна моя правдивая любовь...»), его беззащитность и уязвимость («За что, красавице, я так тебя люблю...», «Не надейся ничего»). Лирический герой не хочет принимать однозначного отказа. Он то винит во всем обстоятельства и условности («Раз сошлись мы случайно...»), то стремится казаться охладевшим («Я не надеюсь ничего»), то убеждает возлюбленную не пренебрегать им и составить настоящую цену его великому чувству, чтобы потом не пожалеть за навеки потерянным («Не проходи свысока», «Я не проклинал тебя, о зоре», «Ты плачешь»):
 
Я боюсь за тебя очень,
Ибо любовь - то мстительный бог:
Как равно ее пренебрежет,
Любит мстит на обоих.
(«Я не проклинал тебя, о звезда...»)
 
То вдруг герой с отчаяния пытается опорочить, очернить в собственном воображении образ любимого («Я изверг!..»). И в конце делает попытку отнестись к своим неудачам по-философски, приняв их как своего рода благо:
 
Я не жалуюсь на тебя, судьба:
Хорошо ты вела меня, словно мать.
Поэтому где хлеб рожать имеет поле,
Должен плуг цветка с корнями рвать...
(«Я не жалуюсь на тебя, судьба...»)
 
Союзник-день заполняет голову мыслями героя о труде, примиряючи с тем, что не суждено. Предательница-ночь приводит с собой химеры, что вновь и вновь бередят память и не дают забыть о попрано .кохання («Призрак»). С этого момента в лирической драме все чаще звучат зловещие мотивы.
«Второй пучок» открывает стихотворная легенда о неожиданное происшествие, которое произошло над Сяном. По льду промчалась, как вихрь, четверка резвых коней, запряженных в роскошную карету. Она розкроїла ледяной панцирь и была поглощена холодными водами реки. Все произошло так молниеносно, что ошеломленные люди не могли с уверенностью сказать: было это на самом деле или привиделось. Так и любовь, говорит поэт, напоминала бы надсянську легенду, если бы не отзывалась в сердце годами глухого боли.
«Второй пучок» написан в народнопісенній манере, и большинство его стихов стали песнями до сих пор («Зеленый явор...», «Ой ты, девушка, из ореха зернышко...», «Красная калина, чего в лугу гнешься?..», «Ой ты, дубочках кудрявый...»). Поэт пытается найти в природе созвучность своим страданием. Однако жаждущая любви душа, виспівавши себя в песнях, ненадолго получила облегчение. Она снова бьется в поисках спасения для себя. Герой утверждает, что любит уже не свою избранницу, а скорее мечты о ней («Я не люблю тебя, о нет...»). И только чудо может спасти его («Если бы я знал чары...»). Но чуда не происходит - появляются мысли о самоубийстве:
 
Пусть ты тень, мана, дом из карт
И мечта молодеча,
Без тебя жить - нелепая шутка,
И весь мир - пустота.
(«Что счастье? Это же иллюзия...»)
 
В «Третьем пучка» мысль о самоубийстве все чаще и чаще бьется кровью в висках героя («Не могу жить, не могу сгинут...», «Я хотел жизни конец сделает», «Самовбійство - се трусість»). Он невольно делает итог жизни («Трижды мне являлась любовь...», «Матушка моя родимая...») и так же невольно задумывается над проблемой веры. Герой готов обратиться к кому-либо сил и даже отдать душу Мефістофелю в обмен на любовь любимого. Так он неотвратимо приближается к своему концу:
 
Отсей маленький инструмент
Холодный и блестящий...
Один кивок... один момент...
И крови ключ кипучий...
Легкий крик... бессилен шепт,
А там - поклон покорный, -
Отеє весь лик, отеє рецепт
На боль весь мой безмерный...
(«Отсей маленький инструмент...)