Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей


Автор: Роксолана

Конспект урока
Тема: Литература и фольклор - сокровищница духовных богатств человечества

Цель: усвоить понятие о фольклоре и его отдельные жанры; расширить знания учащихся о литературе и ее роль в жизни человека; способствовать приобщению учащихся к богатствам мировой культуры; воспитывать у школьников интерес произведениями литературы и фольклора как сокровищницы народной мудрости.



Эпиграф Слово - тончайшее прикосновение к сердцу

Василий Сухомлинский



Ход урока



И. Организационный момент

1. Вступительное слово учителя

Сегодня впервые в вашей жизни - первый урок зарубежной литературы. Этот школьный предмет вы будете изучать на протяжении всей школьной жизни. Надеюсь, что для многих из вас он станет любимым. Какой профессии вы бы не приобрели литература всегда будет занимать определенное место в вашей жизни. Что же такое зарубежная литература? Что вы будете изучать на этих уроках?

Чтобы лучше понять нам поможет игра!

- Сегодня на урок я принесла "волшебную шкатулку". Предлагаю открыть ее и посмотреть, что находится внутри.

Из какой сказки эти отрывки? Назовите автора произведений.

1. Вдруг полночь конь заржал...

Страж быстренько встал,

посмотрел под рукавицу -

и увидел кобылицу.

чисто-белая и десны,

грива волнами спадала,

чистым золотом сияла... "конек-Горбунок" П. Ершов украинском языке перевел М. Рыльский



2.Якось вечером, когда солнце так красиво заходило, из-за кустов появилась стая прекрасных больших птиц. Утенок никогда не видел таких прекрасных созданий. Снежно-белые, с длинными гнучкимим шеями - то были лебеди . (Г. Андерсен "Гадкий Утенок")



3. Шло время, а соли в королевстве не хватало. Марушка знала, где она растет, и хоть сколько люди ее брали, никогда не могли выбрать до конца. Отец больше всего любил Марушку, и все люди ее любили и были бесконечно благодарны за доброту и щедрость. (Божена Німцова "Соль дороща за золото")



4. Как дойдет принцесса пятнадцати лет, то уколется веретеном и умрет. (братья Гримм "Заколдованная красавица")



5. У него была черная, как уголь, борода, длинная, до земли; ходя, он наступал на нее ногами. Рот имел широкого, как печь, глаза сверкали, как два красных фонаря. В руках он держал замашний нагайка, сплетенная из змеиных и лисьих хвостов. (Карло Коллоди "Приключения Пиноккио")



6. Мотор кашляет, - сказал он.- Надо будет залететь в мастерскую, чтобы его там смазать. Конечно, я и сам мог бы сделать это, ведь я лучший в мире моторист. И вот времени нет... ("Повесть о Карсона, который живет на крыше" Астрид Линдгрен)



II. Усвоение нового материала

С давних времен самым драгоценным сокровищем человека был разум. Во все чпаси люди, которых природа наделила необыкновенными умственными способностями. Они становились мудрецами и передавали свои знания через слово. Человеческая фантазия собирала их, словно жемчужины, одно за одним, и рождались удивительные предания, легенды, сказки, песни. Все это хранилось в памяти, пополнялось с годами, передавалось от поколения к поколению. Так появилась устное творчество народа, которую позже ученые назвали фольклором.

Фольклор-от слов народ и мудрость в широком смысле - все виды народного искусства, а также обычаи, верования. В узком смысле - устное поэтическое творчество народа.

Фолькло тесно связанный с жизнью народу.Наприклад: под пение материнской колыбельной засыпают малыши. Среди жанров фольклора следует назвать песни, легенды, сказки, пословицы, загадки.

Литература как вид искусства слова возникла значительно позднее. Ее связываемых с появлением письменности, ведь и само это слово происходит от латинского "Іітега" -буква. Литература с помощью слова отражает жизнь человека во всей его многогранности и изменчивости. Писатели именно через слово пытаются передать человечеству тайны вечных истин.



III. Работа с высказываниями о книге.

1. Книги - корабли мысли, что плывите на хвиляк времени и осторожно несут свой драгоценный груз от поколения к поколению. Ф. Бэкон, английский ученый-гуманист

2. Книги - это своеобразные письма, написанные людьми прошлого будущим поколениям. Гекалп, турецкий поэт.



ІУ. Слово учителя

Читая произведения мировой литературы, мы не просто узнаем о жизни людей далеких стран, но и доторкуємося к неисчерпаемой сокровищнице духовности. Однако для всех людей общим является вера в добро, борьба с различными проявими зла, несправедливости, насилия, стремление к любви, счастья, милосердия, взаимопонимания.

А сейчас давайте поиграем в викторину "знаешь Ли ты сказочных персонажей"

- Что это за девочка, которая могла поместиться в ореховой шкарлупці?

- Как звали самую могущественную королеву, которая хотела сделать ледяным весь мир?

- В какой сказке живет принцесса, что почувствовала горошину через двенадцать перин?

- Как звали мальчика, от которого плачут все злые люди королевства?

- Назовите имя девочки, которая носила самый яркий шляпка?

- Кто потерял хрустальный башмачок?

- Известны ли вам трое веселых поросят, что победили волка?



В. Закрепление изученного материала

- Что такое фольклор?

- Какие жанры фольклора вам известны?

Вспомните с какого слова происходит термин "литература".



Домашнее задание: Подобрать высказывания о книге, ее роль в жизни человека.