Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

НИКОЛАЙ ВОРОНОЙ

Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного «Евшан-зелье»

Не раз призывали художники (от безымянных кобзарей и летописцев до известных писателей и поэтов) не отрываться от родной земли, не забывать, «каких родителей мы дети». Издавна проблема сохранения исторической памяти смущала сердца - об этом свидетельствуют старинные легенды. Человек не может не принадлежать к определенного народа с его традициями, а потеряв их, оставаться полноценным человеком..

Об этом говорится в поэме Николая Вороного «Евшан-зелье», в основе которой лежит старая легенда.

Впервые эту легенду было записано в старинной летописи. В этом исходном варианте рассказывается история о двух братьях - половецких ханов Отрока и Сиргана, один из которых после поражения забег в горы Дагестана и зажил там припеваючи. Когда стало возможным его возвращение домой, оказалось, что Отрок забыл родной народ и не желает возвращаться. Только евшан-зелье вернуло ему память.

В поэме Вороного, в отличие от легенды, речь идет не о братьях, а о маленького сына половецкого хана. Это не случайность. Для взрослого человека с характером, что уже установился, помнить родной край или бросать его сознательный выбор. Ребенку, который не имеет опыта, легче приспособиться в чужом месте, поддаться влиянию чужой сильной вол и и временем и действительно забыть то, что удалилось, перестало быть актуальным. Это скорее несчастье, чем вина.

Иногда для этого даже не надо оказываться где - то-достаточно разрыва во времени. То, что было непосредственным жизнью одного поколения, для следующего уже просто обычный рассказ, а для других - сказка, легенда, что-то далекое, отчужденное от его собственной жизни. События и традиции отдаляются, перестают волновать - и наступает потеря памяти. Например, можем ли мы назвать сразу хотя бы пятерых самых выдающихся гетманов украинского казачества? Наши далекие предки, может, воевали под их руководством, и для них этот вопрос был легким. Но постепенно приходили новые руководители, появлялись новые герои, затмевая бывших, менялись традиции, ценности... Сильные чувства вызывают близкие события. Именно поэтому М. Вороной вводит символический разрыв между поколениями, между отцом и сыном.

Сюжет поэмы в такой. Мальчика захватил в плен Владимир Мономах и был поражен его красотой настолько, что оставил при себе:

Окружил его почотом

И роскошью угодно.

Отец страдает, мучается, потеряв ребенка, а сын наслаждается и постепенно забывает родные степи и отца. А хан приказывает певцу («гудцеві») Ору позвать парня обратно. Нелегким оказывается это дело: юноша равнодушно относится к рассказам о тоске вітця, славу половецкой земли или до песен, которые должны были быть ему родными. И не потому ли, что слова, в отличие от роскоши, что его окружает, является чем-то нематериальным? Слова могут врать... Тогда гудець дает понюхать евшан-зелье из родной степи, и юноша:

Задрожал, глазами сверкнул И зірвавсь на уровне ноги. Родной степь, широкий, свободный, Пишнобарвний и цветастый Вдруг предстал перед глазами - С ним и батенька несчастный! Воля! Воленька любимая...

Но на этом поэма не заканчивается. Наоборот, предыдущий смысл лишь постепенно подводит читателя к главной идее, которая раскрывается в последних строках:

Украина моя дорогая!... Или сыновей твоих много На степях твоих осталось? Или они не отреклись, Не забыли тебя, мать? -

перебрасывает автор мостик из прошлого в современность. Здесь речь идет и о бывших наших соотечественников, и о тех, кто забыл историю и традиции, оставшись на Родине (не случайно мы видим два вопроса, а не одно).

Кстати-тех, кто потерял память, М. Вороной (в отличие от большинства писателей и поэтов, обращавшихся к этой теме) откровенно не осуждает. И обращается с болью именно в Украину, будто желает от нее каких-то действий для возвращения памяти детям, что заблудились (не случайно же он для раскрытия своей идеи «превратил» брата на сына). Сознательнее должно помочь менее сознательном.

Естественно жить в ногу со временем, опираться на реальность, а не на далекие мечты. Но беда, если настоящее заслоняет собой все прошлое. Это надо исправлять, но не словами или нотациями, а чем-то более ощутимым.

Где же того Євшану взять,

Того зілля-привороту,

Что на определенный путь направит -

Путь в край свой поворота?! -

горько спрашивает М. Вороной в конце поэмы.

И действительно - где? И чтобы найти ответ, нужно сначала правильно поставить вопрос, а это уже сделано. Значит, есть надежда!