Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Традиции и новаторство в литературе - взаимосвязанные понятия, характеризующие узловые моменты литературной преемственности историко-литературного процесса. Традиция (лат. traditio - передача) в любой сфере человеческой деятельности - то, что в форме устоявшихся обычаев, норм, порядков передается из поколения в поколение. В художественной литературе в процессе длительного развития П традиционными становятся некоторые темы, мотивы, идеи, образы, способы создания художественного мира, зображально-выразительные средства, жанровые структуры. Новаторство (от лат. novator - модуль обновления, инициатор нового, зачинатель) - нововведение, характеристика тех граней творческой деятельности человека, которыми эта деятельность отличается от традиционных форм. Писатель становится новатором в открытии тем, типов, в совершенствовании жанровых форм, средств художественного освоения мира. Сначала он опирается на Т., далее переформовує их и внедряет элементы нового в свои произведения. В индивидуальном творческом процессе можно выделить такие ступени ухода от освоенных образцов чужих произведений: подражание; использование (заимствование) отдельных мотивов, образов; стилизация; перепевы; сознательное отталкивание от Т. со специальным наставлением на новации. Новое в литературе, которое воспринимается и принимается публикой, постепенно становится традиционным, потому что его сознательно или подсознательно подражают последующие поколения художников. В истории каждой национальной литературы существуют так называемые традиционалисты, остаются довольно популярными художниками и является в определенном смысле новаторами, и основополагающие новаторы-модернисты, которые специально занимаются художественными экспериментами, инновациями, хотя не все из них становятся открывателями новых эстетических ценностей. Общая закономерность функционирования искусства заключается в том, что каждый новый шаг в художественном освоении мира опирается на накопленный эстетический опыт (даже в том случае, если от него отталкиваются, как это имеем в авангардистов). И важнее и сложнее в диалектике Т. и н. другое: выяснение, насколько устоявшееся, распространенное (традиционное), является "своим", созвучным с убеждениями, вкусами художника, и насколько оно является "чужим", которое подхватывается под давлением различных обстоятельств. Интересным также является и то, новое в творчестве писателя является "своим", порожденным его менталитетом, мироощущением и т.д. (см.: Самототожність писателя), оно - дань моде или социальному заказу. Такие вопросы требуют внимательного рассмотрения в каждом отдельном случае, как это сделал Л.Новиченко во второй книге "Поэтический мир Максима Рыльского" (К., 1994). Органическую наснаженість новаторства поэта его духовным миром, конкретно-исторической ситуацией и культурной традицией, идущей из глубин истории, показаны здесь анализом "Слова о родной матери". Начальная и заключительная фразы четко подчеркивают диалектику и Т. н.: "По жанру "Слово...", без сомнения, представляет хорошо знакомую нам с клаеичної поэзии оду, но основательно відсвічену под пером поэта середины XX века. [...]. Оригинальное произведение украинского поэта новой эпохи сближает с классической одой высочество предмета, торжественность изложения, установка на общественную действенность "общественного слова"; до всего этого Рыльский добавляет еще и свой глубокий, патетичен в основе, но такой искренний и сердечный украинский лиризм". "Слово о родной матери", если рассматривать эту вещь в надлежащем историческом масштабе, было для украинской литературы 40-х художественным и духовным открытием. В нем впервые за несколько послереволюционных десятилетий было произнесено оду [...] Украине как идеи и реальности исторически вековечной, нездоланній и неистребимой". Т. и н. в литературоведении выполняют методологическую роль, ориентируя исследователя литературы на выявление с помощью различных методов взаємоплетива устойчивого, трансформированного и нового на всех уровнях структуры художественного произведения, во всех жанрах творчества писателя.