Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Реплика (от лат. replico - поворачиваю назад, отбиваю) - высказывание одного из участников драматического диалога или разговора, спора или ссоры, который является реакцией на чужое высказывание и находится с ним в тематическом и смысловом связи. Г. может быть выражением композиционно замкнутым, внутренне организованным и связным или приобретать формы т.н. тирады, характерной для диалогов классицистической драмы. Несмотря на формальные приметы монолога или композиционно замкнутого высказывания с четко очерченными границами, Г. - звено диалогического взаимопонимания и только вместе с другими высказываниями (репликами) образует смысловую целостность. Связи с другими Г. определяют ориентированность отдельной Г. на адресата и его предыдущие высказывания ("Степан! Что ты говоришь?"), указывают и выделяют предмет реагирования говорящего ("Меня бояре целовать должны?"), в то же время определяют его отношение к предмету разговора ("Или это мне послышалось?"). Связь с предыдущим высказыванием не должен быть тематически и мовленнєво увиразнений, как это имеет место в рассматриваемом примере драмы Леси Украинки "Боярыня" (Оксана повторяет в вопросительной форме слова Степана о поцелуе московских бояр), он может быть опосредованным и выражаться в форме аллюзии. P., кроме того, добивается реагирования со стороны адресата (собеседника) или часто такую реакцию опережает, определяет и формирует. Питальна форма реплики Оксаны и выраженное с ее помощью удивление предопределяют ответ со стороны Степана, которая объясняет то, что в произведении подается как следующая реплика ("Нет, сердце, оно так есть, и в том ничего худого, - то только обычай!"). Ответ Степана - очередное реагирования (реплика) на слова Оксаны, что вызывает превращение разговора этих двух лиц на органически связан между собой цепь реплик. Между Г. возникают разного типа диалогические отношения, следствием которых является появление в диалоге двоголосих слов. Двоголосими словам в разговоре Оксаны и Степана есть "поцелуй в уста". Срочные "Р." предоставил более широкого значения. Чаплієвич, который считает "большой репликой" даже целое литературное произведение в диалоговом отношения к произведений,написанных ранее, одновременно, и - как антиципація - к будущей творчества. Например, стихотворение Есть. Маланюка "Реплика" ("Не буду спорить, я сын своего народа..."), написанный в полемике поэта с критиками Я. Савченко и М. Доленгом.