Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

Футуризм (лат. futurum - будущее) - одно из направлений авангардизма XX вв. Возник в Италии в 1909 как альтернатива кубізмові. Как ответвление модернизма, он протиставився ему неприятием вечных ценностей, увлекался акцентированием "грубых" вещей, екстраполюванням современного в будущее, лишенное "груза" каких-либо традиций, якобы лишних при развитии ни на что не похожей культуры по последнему слову науки и техники. В эстетике Ф. происходил процесс деестетизації и дегуманизации искусства, сочетался принцип позитивизма и інтуїтивізму. Главными элементами поэзии, по утверждению Т.Марінетті - первого теоретика Ф., провозглашались храбрость, смелость и бунт, "натиск, лихоманне бессонницу, гимнастический шаг, оплеуху и удар кулака". Эта установка обусловлена епатаційною "этикой" авангардизма, ассоциированной с позамистецькою сферой военной/трактовалась как подразделение для штурма, атаки. Одновременно Ф. привлекал корявой "красотой", охваченной стремительным движением обновления, суголоссям городского темпоритма, расширял зображально-выразительные возможности поэтического речи, вводя в него элементы прозаїзації, пафос стенографирования лирических переживаний, словотворчества и т.д. Кроме Италии, Ф. больше всего распространился в России в виде эгофутуризма І.Северяніна, "будетлянства" В.Хлебникова и кубофутуризма (В.маяковский, братья Бурлюки, В. Каменский и др.), которые издавали альманахи "Садок судей" (1910), "Пощечина общественному вкусу" (1913), призвали сбрасывать классиков с корабля современности". В Украине Ф. связан прежде всего с именем м. семенко. Все этапы эволюции избранной Ф. стилевой течения (кверо - то есть передфутуризм, 1914-18; панфу-туризм, 1918-27; "Новая генерация", 1927-30) тесно переплетены с его творчеством. Они имеют и свои отличия. Так, кверофутуризм опирался на философскую концепцию преподавателя Петербургского психоневрологического института К.Жакова . - так называемый "лімітивний (помежовий) кверофутуризм" как "синтез предварительного знания" и "эволюционного принципа познания", суть которого сводилась к отрицанию абсолютного мистентва и интереса до конечного творческого результата. Весь художественный пространство заполнялось движением ради движения. Кверофутурний этап М.семенко наиболее продуктивный в художественном аспекте, особенно циклы его стихов дальневосточных, обозначенных тонким импрессионистическим переживанием действительности. Интересной попыткой поэта было его попытки использовать средства других искусств, в частности живописи (так называемое "поезомалярство") в лирике, однако его приманивал не синтез искусств как таковой, а возможность выйти за пределы поэзии, размыть ее берега, растворить ее в окружающей среде, в стихийных потоках толпы, проникнуться ущипливою епатаціею благородных вкусов, подчеркнутой деестетизацією творчества, углубленной в период панфутуризма. Чем грубее порывались связи Ф. с эстетической основой искусства, тем наглее становился вреден нигилизм, вытесняя стихию авангардистской игры как творческого фактора, тем настойчивее декларировалась антихудожня тезис "деструкции - екструкції - конструкции", реализация которой должна завершиться лишенным каких-либо художественных ценностей причудливым "метамистецтвом", однозначно проголошуваним "искусством коммунистического общества", деформированным окончательно вплоть до полного слияния "с атмосферой науки, техники, спорта". Ф. оказался бесперспективным. При мнимом ультрареволюціонізмі он реанимировал заперечену им же в ранний период своего существования утилитарно-служебную функцию художника, зафиксированную добровольным сотрудничеством с тоталитарными режимами (Т.Марінетті - с фашизмом, В.маяковский - с большевизмом). Драма М. Семенко наиболее полно раскрылась в период панфутуриз-м, а особенно "Новой генерации", когда воцарилась "функциональная поэзия", превращенная в убогое рифмовки компартийных кампаний. Одновременно М.Семенко своим творчеством преодолевал нигилистические установки авангардизма как своевременного индикатора творческого неблагополучия литературного процесса, который своим негативизмом отражал те глухие углы, куда попадали определенные стилевые течения и направления начала XX в., неадекватные новым эстетическим запросам и потребностям. Другое дело, что он , апеллируя к бунту против традиций, лишал себя в собственном преувеличенном критицизме конструктивного почвы, поскольку творческую энергию позаимствовал у критикуемого объекта, жил ним и благодаря ему. Где М.Семенко отходил от епатаційного этикета Ф., его поэзия отсвечивала элементами барокко XVII-XVIII ст., эстетики вертепа, иронии романтиков с непременными приемами мистификации, к примеру, в образе шута ІГєро, разворачивалась версифікаційною игрой в семантический "хаос" и т.д. Недаром М.Семенко дал себе такую характеристику: "И футурист, и антиквар". Трагедия Ф., заложена в его структурах, сказалась и на других футуристических группировках. Это, в частности, "Неоліф", созданный в 1925 В.Гадзінським в Москве, ШТЕБМОВСЕГІЇ (Интеллектуальный блок молодой всеукраинской генерации), основанный в Львове (1927), представители которой тоже смеялись со "сломанной повозки бабушки музы", требовали "цивилизационного презентивізму", но и отстаивали, в отличие от панфутуристів, идею соборности нации, мыслили национальными категориями (Я.Цурковський и др.). Поэтика Ф. сказалось на творчестве О.Близька, В.Хмелюка, С.гординского (ранние стихи) и др. Традиции Ф. заметны в творчестве сегодняшних неоавангардистів, которых можно условно назвать "неофутуристами", несмотря на их заметное отличие от предшественников.