9 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ПАНТЕЛЕЙМОН КУЛИШ
Мотивы лирики Пантелеймона Кулиша
Жизненный и творческий путь Пантелеймона Кулиша - это подвижническая деятельность во имя сохранения и развития национального самосознания родного народа, его духовного прогресса, освоение им литературно-художественных, культурно-образовательных и научных достижений мировой цивилизации, неустанный поиск правды. Лейтмотивом творчества П. Кулиша было стремление сохранить национальное лицо украинского народа, язык, культуру, обычаи и традиции, заложить основы национальной самобытности, украинской литературы и одновременно европеизировать украинцев.
Лирика Пантелеймона Кулиша является самым ярким в истории украинской поэзии образцом качественного скачка от народнопоэтических средств лирики первой половины девятнадцатого века до формирования поэтики символизма в пределах романтического дискурса конца века. Мы чувствуем осведомленность поэта с национальным фольклором, литературой, историей, народной культурой, гармоничное сочетание чувств и мыслей, творческого вдохновения и научных знаний.
Творчество Т. Шевченко выступила феноменом, который повлиял на личность, миропонимание, культурологическую позицию Пантелеймона Кулиша. Отношение к творчеству Т. Шевченко является одной из определяющих доминант в литературоведческой концепции первого украинского критика. Кулиш очертил для современников исключительную роль личности Шевченко на украинский национальное развитие, использовал Шевченко традиции, воспроизводя в своих стихах христианские и просветительские идеалы равенства, справедливости, братства, всеславянской равноправного единства, утверждая национальное самосознание украинского народа.
В первой лирической сборнике «Посиделки» художник эмоционально озвучивает историческое прошлое, поднимает национальное самосознание украинцев, подражает раньше поэзию Т. Шевченко в темах, образах, мотивах, стилевом оформлении, становится как бы продолжателем дела великого гения. Но он осознавал, что нужно избавиться от подражания Кобзаря и стремился обнаружить собственное лицо. Так появляется сборник «Хуторная поэзия», в которой П. Кулиш переоценивает украинскую
историю и казачество. В ней преобладают национально-культурные манифесты, инвективы против казаков, против «слепого демона тесноты» Николая Первого, оды в честь Петра Первого и Екатерины Второй. В духе европейской просветительской традиции восемнадцатого века писатель сделал художественное слово средством прямой пропаганды своих общественных взглядов. Вершиной поэтического творчества Кулиша стал сборник «Колокол», которая продолжала мотивы сборника «Хуторная поэзия». Он полемизирует с Шевченковским революционно-романтическим осмыслением казацкой истории и современной украинской действительности. Поэт считал себя выразителем национального сознания, патриархально-земледельческого морали, спикером национального согласия, национально-культурного просвещения.
П. Кулиш был неутомимым пахарем на культурной ниве. Из многих его лирических произведений предстает неповторимый словесный образ родного языка - своеобразная оратория, в которой звучит и искреннее восхищение достоинствами украинского языка, и вдохновенное прославление истинных его источников, и чувство боли, вызванное бесправным положением родного слова и всевозможным его унижением, и гневные инвективы против поработителей украинского языка и отступников от нее, и непреодолимая вера в бессмертие родного языка и свободное ее развитие в будущем. Писатель верил в силу человеческого разума, науки, отмечал преимуществах знаний в борьбе за социальные идеалы.
Пантелеймон Кулиш был одним из первых литературоведов, который переосмыслил историю казацкой Украины, отметил переходе от пассивной фоль-клоризації до широкого европейского мышления. Таким образом мы не можем остро критиковать художника за все его якобы «качания». Кулиш был горячим патриотом Украины, но у него было развито чувство украинского аристократизма, человека, которая поднялась на вершины европейской культуры. Не потому ли как настоящий высокообразованный интеллигент он задумывался над целесообразностью любой вооруженной борьбы. Всегда ли цель оправдывает все средства? Поэтому призвал украинский народ к борьбе со злом моральным убеждениям, освобождения путем образования, науки и культуры.
Слагая оды в честь Екатерины Второй и Петра Первого Пантелеймон Кулиш пытался подчеркнуть их роль в сохранении украинского общества от саморазрушения, к чему должны привести казацко-отаманські междоусобицы. И это отношение к великим мира сего отнюдь не доказывает то, что Кулиш был непоследовательным в своих стремлениях, не желал самостоятельности Украины. Кулиш понимал, что нужно находить компромиссы с самодержавием, находясь в составе российской империи, работать на пользу Родины, объединяться с украинскими писателями, лелеять украинское слово, культуру и идти от реформ к совершенствованию государственности.
Пантелеймон Кулиш предстает перед нами художником с высоким интеллектом, который стремится найти истину, направить народ тропой ума, образования. Он постоянно подчеркивал, что украинская нация призвана пропагандировать гуманистические идеи, предоставлять приоритет духа над политикой и силой.
Личность и литературное наследие поэта вызывают постоянный интерес у современников. Сама неординарная личность писателя, его мировоззренческие позиции, его неустанные поиски истины притягивают какой-то магической загадкой, потому что человека легко запятнать, перечеркнуть ее наследство, самое сложное понять и проникнуться судьбой художника, проследив формирование и становление его мировоззрения.
В истории украинского писательства останется фигура Пантелеймона Кулиша, который очень много сделал для родного края. Беречь гармонию в мире, не нарушать законы морали, до конца быть плодотворными по своим делам - это завещание великого художника, незаурядного таланта, вдохновенного борца за культуру и образование, идеолога ума и морали.
|
|