Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

Художественный дивосвит - рядом (литература родного края)

С давних времен территория современной Донетчины называлась Диким Полем. Сначала русичи, а потом запорожские казаки защищали родной край, заселяли огромные степные просторы.

В одном из первых художественных произведений Киевской Руси "Слове о полку Игореве" неизвестный автор воссоздал приметы нашей земли. Отправляясь "на землю Половецкую, за землю Русскую", князь Игорь со своей женой проходил донецкими степями, чтобы "...шлемом пить воду из Дона". Там, где заканчиваются донецкие степи, на пути к Дону, находится могила - край русской земли. Минуя ее, воины Игоревем войска выкрикивают:

 

О Русская земля,

Уже ты за могилой!

 

Возникает догадка о славной Саур-Могилы, которая часто называется в устном народном творчестве как окраина русско-украинской земли.

В поэме встречаются такие географические названия, как река Каяла, которую ученые соотносят с нашим Кальмиусом, Донец:

 

Игорь мыслю меряет

От великого Дону

Да и до малого Донца...

 

Вспоминает автор Азовское море, откуда князь начинает свой путь домой.

Понятно, что автор не имеет цели отразить конкретные географические реалии. Он творил обобщающий образ донецких пейзажей. И все же, перед нами художественное произведение, в котором автор стремился изобразить приморский и придінцевий степь.

Украинская народная творчество также отразила в думах, песнях, преданиях нам донецкий край. В них воспеваются славные казаки Морозенко и Супрун, которые погибли на Саур-Могиле за Украину.

 

Эй, хоть выведите, а хоть вынесите

Меня на Саур-Могилу,

Пусть же я стану посмотрю

На свою родную Украину.

 

Из этих произведений мы узнаем о наших мужественных предков, которые своим патриотизмом вдохновляют нас на новые победы.

Многие из писателей воспевал в своих произведениях Донецкую область. С удивлением мы узнаем о том, что автор широко известной песни "Дивлюсь я на небо та й думку гадаю" и не менее известного романса "Туда мои глаза..." Михаил Петренко родился в городе Славянске в начале девятнадцатого века. Свои впечатления о детстве, о родном слободский город поэт выразил в стихотворении "Славянск":

 

Славянск, Славянск! Как красиво ты

По реке Тору, по равнине

Раскинул пишнії сады,

Цветы пахучие по долине

И так щеголяешь себе!

 

Воспринимая Славянщину как часть украинской земли, поэт в образах девушки и народной песни, раскрывает духовное богатство украинской народной культуры:

 

Видел кто славянскую девушку?

Слышал когда, как вещь она ведет,

Шутя в веселую час?

Или тогда, как солнышко зайдет

И тьма начнет томить глаза,

Или лучилось слыхать песни девичьи

И прислушаться, как они,

Так очень, очень жалобные,

Очаровывают Славянск весь, от края и до края...

 

В стихотворении "Иван Кучерявый" М.Петренко под влиянием устного народного творчества обратился к образу Саур-Могилы:

 

В неділеньку раненько,

Рано до восхода солнца,

Ой печалилась Грициха,

Сев у окошка,

И смутными оченьками

За Самар смотрела,

В поле бесконечное,

Где Саур-Могила.

 

Но все это наше прошлое... А сколько произведений было посвящено донецкому краю в двадцатом веке!

 

К теме шахтерского труда обращался Спиридон Черка-сенко. В поэзии "В шахте" поэт передал внутреннее состояние горняка в условиях изнурительного труда под землей:

 

Мокро и темно, словно в гробу.

Выпало кайло из рук.

Дышать трудно, ломота в спине,

В голову болезненный стук...

 

В его рассказах "Яма" и "Сашек конец" мы видим картину безрадостного жизни шахтеров. Обе рассказы заканчиваются трагически - смертью детей. Произведения автора обвиняли те социальные условия, в которых жили и погибали дети.

Широко раскрыл картину становления Области как промышленно-угольного края Украины С.Божко. В романе "В степях" описано зарождение крупных землевласницьких владений. Многие страницы произведения отводится показу преобразования небольшого степного городка в крупный промышленный центр, своеобразную столицу Западного Донбасса. Этот край был близким Савве Божку, потому что недалеко отсюда, в широких степях Западного Донбасса, содержался и его хутор Крутоярівка.

Автор с любовью описывает Донетчину: "А он, Донбасс, спросонья настигнутий ненасытной человеком, лишь кое-где сквозь темную степную ночь хлопал огнями своих глаз - первыми огнями ночных шахтерских изменений".

Плотно переплелся с нашим краем жизненный и творческий путь Василия Стуса. На Донетчине произошло знакомство будущего поэта с тяжелым трудом шахтеров, путейцев на железной дороге. Первые его стихи появились в донецкой периодике. Поэзия Стуса богата красками и игрой соков земли. В душе поэта было видно красота мира - красками осенних астр, утренним пением птицы, сломанной веткой вечера.

 

Не одлюби свою раннюю тревогу, -

тот край, где горизонта волнистая муть,

где в вечер вітровії ткут

атласную сизь, не преданные ваганню.

 

А как был влюблен в свой родной край Владимир Сосюра. В основу поэзии "село Вновь" легли впечатления от поездки до родного Донбасса. Земля родителей, тропинки детства всегда вызывают самые теплые воспоминания. В стихотворении "Когда поезд в загромыхает" поэт уносится воспоминаниями в прошлое. Он видит родные места детства и юности:

 

Ой вы, ночи Донетчины синие,

и разлука, и слезы ночью...

Как в небе журавлиные ключи,

одинокие и печальные ключи...

 

Кстати, эта поэзия была положена на музыку.

Больше всего стихов В.сосюры о Донбассе было помещено в сборнике "Возле старой шахты". Донбасс для В.сосюры - не только край детства, юности, но и неисчерпаемый источник силы и творческого вдохновения.

Говоря о литературе Донетчины, можно вспомнить о творчестве многих писателей. Художественное слово родного края приходит к нам сегодня. Это еще один шаг к возрождению духовности нации, к решению проблем национального воспитания.