Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

КАРПЕНКО-КАРЫЙ ИВАН
«Хозяин» И. Карпенко-Карого - выдающееся достижение украинской драматургии XIX века

Иван Карпенко-Карый - выдающийся деятель украинского возрождения конца XIX - начала XX века, один из основателей украинского национального театра. Благодаря тематике и новаторство художественной формы его пьесы стали наивысшим достижением тогдашней драматургии. Иван Франко не видел равного ему драматурга в украинской литературе, в произведениях которого ярко воплотился патриотизм писателя и народнические идеалы. Драматическое наследие Карпенко-Карого состоит из восемнадцати пьес. Одной из лучших является пьеса «Хозяин».
Довольно часто Карпенко-Карый в своем творчестве обращается к проблемам современной ему эпохи. Отражая сложные экономические отношения, он изображает ненависть народа к своим угнетателям, разоблачает хищническую психологию мироедов, которая разрушает их собственные души и калечит души других. Тему губительной власти денег над личностью развивает Карпенко-Карый в комедии «Хозяин». Эта пьеса - явление настолько оригинальное, что критики видят в ней начало новаторской драматургии. Изображение общественной жизни в ней является всеобъемлющим.
Пьеса «Хозяин» - своеобразная хроника, «картины жизни» семьи Терентия Пузыря. Герои произведения - это его родные, знакомые, ближайшие помощники. Действие разворачивается таким образом, что мы видим, как крутится «хозяйское колесо». В основе конфликта комедии лежит трагическая судьба людей в обществе, где господствует идея обогащения любой ценой. Борьба капитала за новый уклад жизни, за полную общественную перестройку калечит в первую очередь самих «хозяев».
Комедия имеет несколько сюжетных линий. В ее структуре каждый персонаж ведет свою линию, проводит и утверждает в жизни собственные интересы, свою коммерцию, свои жизненные планы.
Для Терентия Пузыря, главного героя пьесы, деньги, богатство является тем, ради чего он «шел за барышами вслепую, штурмом крушил направо и налево, плевал на все и знать не хотел человеческой молвы». Главной целью для него было извлечь прибыль, а каким образом - это уже несущественно, хотя бы и зубами. Эта звериная мораль раскрывается в разговоре женщины Пузыря с дочерью: «Мы, дочка, школы не знали, что можно, а чего нельзя. Чтобы барыш, то все можно!»
Пузырь жестоко эксплуатирует крестьян-бедняков, благодаря чему стал миллионером, обладателем безграничных земельных пространств. Погоня за наживой определяет жизненные идеалы Пузыря. Богатство приумножается ради самого богатства. На себя он денег не тратит и получает удовольствие от них в том, что снова и снова пускает их в дело. Тридцать лет он носит кожух, который «тарахтит и сильно туком пахнет». Это ставит его иногда в смешное положение: однажды Пузыря не пустили к земского банка, приняв за нищего. Не лучший у него и халат, который жена латает каждое утро.
Средствами гротеска, сатиры драматург разоблачает глитайську суть психологии Пузыря. Писатель подчеркивает такие детали во внешности и поведении «хозяина», которые контрастируют с его огромным богатством: латаный халат, старый тулуп, борода. Желание сэкономить каждую копейку в конечном итоге приводит к его смерти - Пузырь погнался за гусями и упал. В результате он же и становится жертвой своей идеи по максимально рационального хозяйствования.
Карпенко-Карый мастерски изобразил людей, между которыми жил и с которыми общался миллионер Пузырь. Двое из них - Феноген и Ліхтаренко - восприняли его науку и теперь своими принципами и жизненной целью ничем не отличались от хозяина. Обманывать, обогащаться - такой смысл жизни этих людей.
В комедии «Хозяин» драматург в искусно созданных диалогах и монологах глубоко раскрывает психологию своих героев. Так, в языке Пузыря проявляются его корыстолюбие, ограниченность и некультурности: «Котляревский мне без надобности», «...равнялась свинья к коню».
Эта социальная сатирическая комедия ставится на сценах украинских театров и в наши дни, тема особенно актуальна сегодня. С большой художественной силой она раскрывает ужасающую психологию «новых хозяев» села, хозяев жизни. Сила эта проявляется и в безжалостной эксплуатации батраков, и в умении организовать и осуществлять «комерчеські гендлі». Сила эта - в неперебірливості средств, равнодушия к вопросам морали, этики, даже внешней приличия.
Комедия «Хозяин» была поставлена на сцене в начале века, и автор, обращаясь к актерам, замечал: «Хозяин» - это злая сатира на мужскую любовь к стяжания без всякой другой цели. Стяжания для стяжания». Карпенко-Карый тонко почувствовал новый социальный тип и талантливо его обрисовал. Поэтому комедия «Хозяин» - выдающееся достижение украинской драматургии XIX века.