С именем Ольги Юлиановны Кобылянской в нашей прозе связано проработки новой темы - судьбы образованной девушки, которая не может смириться с бездуховностью мещанской среды.
Писательница остро чувствовала неравноправное угнетенное положение женщины в тогдашней общественной жизни, которое сковывало, по словам О. Кобылянской, «семейное рабство и рабство общественное». В те времена не было широкого доступа к женщине различных отраслей труда, знаний, искусства. А поэтому она неустанно боролась за освобождение женщины от любой зависимости.
Отважных, сильных духом женщин, которые борются за свою независимость, Ольга Кобылянская обрисовывает в повестях «Человек» (1892) и «Царевна» (1895). В 1887 году Кобылянская решилась опубликовать рассказ «Она вышла замуж», написанное на немецком языке. Однако редактор альманаха «Первый венок» Иван Франко отклонил его через «слащаво-сентиментальный стиль. Автор внимательно переделала произведение, переложив его с немецкого языка на русский, также углубила ситуации, связанные с судьбой героини, четче обозначила ее образ, а главное - по-новому развязала затронутую проблему, что, в частности, проявилась и в изменении названия. Так в журнале «Заря» за 1894 год появилась повесть «Человек», посвященная Наталии Кобринской - известной в Галичине писательницы и общественной діячці, инициатору создания Общества русских женщин, которое развернуло широкий феминистическое движение. В центре произведения - молодая девушка Елена, запросов которой не хотят понимать ни в семье, ни в местечковом среде, что окружает ее. Девушка - образованная, очень много читает, причем, в отличие от сверстниц, ее заинтересовывают не столько сентиментальные романы, как социологические труда. Елена тонко чувствует красоту в природе, человеке, художественных произведениях. Ее глубоко волнует и музыка, которая раскрывает тончайшие чувства человека. Девушке становится задушно в окружении обывателей, все ее существо проникнуто тоской по другим, высокодуховным, целеустремленным жизнью, где бы она могла почувствовать себя независимой, творить собственную судьбу.
. Осип Маковей метко назвал повесть «криком отчаяния». Действительно, произведение передает глубину страданий мыслящей девушки, скованной незримыми цепями мещанской морали. Мечты Елены постоянно разбиваются о стену обывательских представлений. «Царство лжи» подавляет порыв девушки, ломает ее силу и волю. Все окружающие доказывают Елене, что женщина должна быть только придатком и украшением мужа, воспитывать детей, беречь домашний очаг - в этом ее назначение.
Поддерживал взгляды Елены только студент-медик Лієвич, который учился в Швейцарии и оттуда привез новые взгляды на общественную жизнь, на место женщины в нем. Знаком с новыми философскими идеями, он доказывал, что будущее женщин в их руках, что образование направит их на новые пути. Но судьба была немилосердной к Елене: Лієвич умер, и она снова осталась одинокой.
Впоследствии ради спасения обнищавшей семье девушка вынуждена была выйти замуж за нелюбимого. Но все-таки ее духовный мир остался свободным. Елена осталась человеком. И хочется верить, что она найдет в себе силы возродиться хоть для будущих детей. «Во мне живет любовь к свободе и непоколебимая решимость не дать никому себя поработить; никогда не склонить своей головы, когда против этого протестует моя совесть...», - говорит Елена.
Прототипом героини произведения, на что указывают записи дневника Кобылянской, была сама автор произведения, которая стремилась к свету, солнцу, полнокровной жизни.
В повести «Царевна» продлен тему эмансипации женщины. Героиня произведения Наталья Верковичівна - сирота. Она проживает в маленьком городке в доме своего дяди «на ласковом хлебе». С утра до вечера возится Наталья по хозяйству, но находит время и для самообразования, ибо только книги, музыка и природа спасают девушку от жестокой рутины. Красивая собой, Наталка вызывает зависть со стороны дочерей своего дяди, ее ненавидят и двоюродные сестры, и дядина жена. Терпение в конце концов у Наташи прерывается - и она уходит из дома, став компаньонкой одной старой дамы. Отстаивая свои убеждения, Наталья находит силы пойти наперекор мещанской морали и собственными руками решает зарабатывать свой хлеб. Она также сумела пережить измену близкого человека, не зломилася в мире лицемерия. Духовный рост девушки происходит наряду с достижением личного счастья. Так героиня стала царевной своей судьбы.
Наталка - это тип женщины, мыслящей, активно защищает свои права.
Каждое произведение писательницы поражает поэтичностью, изяществом и глубиной изображения женских характеров. За это исследователи литературы справедливо называют ее произведения энциклопедией женской души. Ее идеал - женщина образованная, интеллигентная, прогрессивных взглядов, с высокими духовными запросами, свободен в выборе рода занятий, любящая и нежная. Именно такой была и сама Ольга Юлиановна Кобылянская - «пышная роза в саду украинской литературы».