Елена Телига
Елена Ивановна Телига (девичья фамилия
Шовгенева) - украинская поэтесса, публицист, общественно-политический деятель.
Родилась 21 июля 1907p. в Петербурге. С 1923p. вынуждена жить за границей.
Елена Телига принадлежала к кругу поэтов-«вісниківців», объединялись вокруг
редактируемого критиком и публицистом Д. Донцовым журнала «Вестник». Характерными
чертами его поэзии в этот период выступают стремление активного, действенного жизни,
протест против тошноты «обыденного» существования. Ведущей для О. Телиги, как и для
других поэтов межвоенной суток, остается идея государственного самоутверждения
Украины («Бессмертное», «Племенной день», «Ответ»). Лирический герой поэтессы -
всегда яркая личность, полна самодисциплины и чувства долга перед
нацией («Современникам», «Вечерняя песня»). В то же время ее лирика полна особого
интимного колорита, пристального внимания к внутреннему миру человека. Через
неблагоприятные обстоятельства А. Телига не успела издать ни одного прижизненного сборника.
Лишь после ее трагической гибели появились в свет книги ее поэзии: «Душа на
страже» (1946), «Флаги духа» (1947), «На чужбине» (1947). В оккупированном
фашистами Киеве занималась организацией литературных сил, редактировала приложение к
газеты «Украинское слово» - «Літаври».
Расстреляна немецкими фашистами в Бабьем Яру 21 февраля 1942p.
Елена Телига
(1907 - 1942)
В ее элегантно-чеканных стихах,
небезосновательно названных критикой «частными письмами миру», вырисовывается
яркий образ волевого человека, преданного идеям национального возрождения
Украины, жизнелюба, морального максималиста апологета общечеловеческих
ценностей. Собственно, в этом и заключался смысл жизни непокоренной
поэтессы-антифашистки, расстрелянной немецкими оккупантами в Киеве в Бабьем Яру
21 февраля (по другим источникам - 13 февраля) 1942p. Может, тогда и сбылось ее
кассандрівське предсказания:
Я страстно мечтаю до самого утра,
Чтобы Бог послал мне величайший дар:
Горячую смерть, не
зимнее умирание.
Мировоззрение О. Телиги формировался постепенно. То была действительно длинная «одиссея»,
что начиналась в Петербурге. Именно здесь, в семье инженера-гидротехника профессора
И. Шовгенева и родилась Елена 21 июля 1907p. Мощные волны освободительных
соревнований, охвативших Украину после Февральской революции 1917p., вернули семью
Шовгеневих в Киев, где дочь министра УНР Елена училась в гимназии
Дучинської. Во время большевистского наступления в начале 1919p. Центральная Рада
вынуждена была покинуть Киев. Вместе с ней уехал и И. Он. Впоследствии поселились
в чешских Подебрадах, где отец работал ректором Украинской хозяйственной академии
(с 1924p. - alma mater украинской
эмиграции).
В те времена произошел резкий перелом в психике будущей поэтессы, обусловлен
пережитым в Киеве и увиденным в Чехии. Осознав себя украинкой и
непримиримым врагом великодержавия, будущая поэтесса вступает на
историко-филологический факультет Украинского педагогического института им. М.
Драгоманова в Праге. Она близко сходится с Натальей Левицкой-Холодной, которая
уже дебютировала поэтическими подборками, Ю. Дараганом, Есть. Маланюком, Л. Мосендзом,
О. Ольжичем и другими талантливыми писателями «пражской школы». Женившись
с М. Телигой, она переезжает в Варшаву к больной матери; не порывает своих
связей с украинскими «пражанами», которых в 30-е годы называли
«вісниківською квадригой». В лирике поэтессы царит вечный бунт, протест против
бесцветной «тошноты жизни», ее взгляд находит «во тьме глубокой Молний
фанатичные глаза, А не месяца мечтательный покой».
Собственно, речь идет о неоромантизм, что объединяет «вісниківську квадригу»,
проявляясь в творчестве каждого поэта своими неповторимыми гранями: когда для Юрия
Клена или Л. Мосендза это был определенный нюанс, то Есть. Маланюка, О. Ольжича, а еще
больше для О. Телиги - родная стихия, порыв «кресаты огонь из кремнів»,
принять бой «спокойно и строго». Героизм как высшая добродетель, как образец
человеческого достоинства, - то определяющий ориентир ее жизни и творчества, тесно
связанных с борьбой за национальное освобождение родного народа. Отсюда
по-мужски твердые интонации программного стихотворения «Поворот»:
Заметемо огнем любви пределы.
Перейдем вброд бурные воды,
Чтобы взять полно все, что нам принадлежит,
И слиться вновь с
своим народом.
Непоколебимая целеустремленность к
достижение независимой Украины присуща и другим ее поэзии («Ответ»,
«Племенной день», «Бессмертное», «Осужденным»).
Лирика от этого не становится «монохромной», она переполнена жаждой искрящегося
жизни, что «не трогает только раба»:
Пьяным солнцем тело налилось,
Тает и гнется в нем, как свеча, -
И дрожит взволнованное колосья,
Прислонившись к
моего плеча.
О. Телига развивала лучшие традиции украинской литературы, прежде всего Леси
Украинки, что не раз отмечала эмигрантская критика. Как поэтесса, как сторонник
строгих ритмов она никогда не теряла женских интонаций. Так, стихотворение «Вечерняя
песня» - это поэзия мысли, которая исполняет строфы, отражая острые противоречия
человеческой души: лирическая героиня прощается со своим возлюбленным, которого она должна
собрать в поход, когда просторы прорежет первая труба». Строка «Я плакать буду
позже!» постепенно разворачивается в парадоксальном образе:
Тебе же подарю оружие:
Поцелуй острый, как нож.
Чтобы имел ты в железном свисте
Для крика и для мовчань -
Уста решительные, как выстрел,
Твердые, как лезвие
меча.
По мнению В. Державина, этот стих гласил «о безграничные силы, которые большая
поэтесса таила в себе и которые она саможертовно зофірувала, вместе с жизнью, своей
нации».
Роль женщины в обществе, в жизни
нации - одна из главных тем лирики А. Телиги. Это не хилая существо, не рабыня («Я
руки, что била, не прощу...»), это жена и помощник мужчины-воина, это новый
тип личности - волевой, цельной, внутренне дисциплинированной натуры,
невтоленного жизнелюба («Пей же брызги, свежие и искристые, Безымянных радостных
источников!»), который сознательно идет навстречу опасностям во имя высоких идеалов:
Когда же поднимусь на верх каменистий
Сквозь темные воды и пламенные грани -
Пусть жизнь качнется и уйдет,
Словно корабль в
зареву пожара.
Этот тип довольно характерен для
эмигрантской лирики (Есть. Маланюк, Елена Телига, О. Ольжич), он предстал с
особенностей национального духа украинской эмиграции, в частности молодежи, которая
начала активно готовиться к восстановлению исторической справедливости в родном
крае, объятом волнами большевистских репрессий, расчлененном соседними
странами. Это ускорило объединение разрозненных национальных группировок в ОУН
(1929). Ограничиваться только эстетическими вопросами казалось бы при таких обстоятельствах
недопустимой роскошью. В то же время поэты-эмигранты, сторонники высокой
духовности, не позволяли себе превращать искусство в агитку. Об этом,
в частности, писала О. Телига в статье «Флаги духа», пафос которой направлялся
против злоупотребления плакатністю и «серым позитивизмом», что не имеют ничего
общего с лирикой. Главная цель, которую ставила поэтесса в воспалительных
публицистических выступлениях, как и в лирике, - будить национальное сознание.
Наиболее отчетливо этот тезис прозвучал в статье «Партачи жизни».
Раскол ОУН, что произошел 1940p. вследствие тактических и персональных
различий, тяжело сказался во время мировой войны, ослабил организованную
борьбу украинского народа против немецких оккупантов. Это почувствовала на себе и О.
Телига, которая вместе с В. Самчуком перешла нелегально границу между Польшей и
Галичиной (15 июля 1941p. вблизи г. Ярослава). Но Львов встретил их
неприязненно. Вскоре поэтесса вместе с группой А. Ольжича переезжает в Ровно, а
22 октября - она уже в заветном, полуразрушенном Киеве, где мельниковцы,
несмотря на опасность, основали Украинскую национальную раду. О. Телига как
член референтуры культурной комиссии создала «Союз писателей», преимущественно с
начинающих. В то же время она перебирает редактирования приложении «Литература и
искусство» при газете «Украинское слово» и готовит его под свежей, боевой
названием «Літаври». Здесь печатались талантливые произведения украинских поэтов и
прозаиков как уничтоженных сталинизмом, так и эмигрантов. Сея зерна национальной
самосознания в оккупированном Киеве, В. Телига не опубликовала ни
панегирика гитлеровцам, с презрением относилась к одописців: «Это, видимо, те же
сами писаки, что и Сталину так щедровали». Разумеется, это не могло не вызвать
подозрения фашистов, которые после неудачных попыток обуздания «Літаврів» в начале
1942p. их закрыли. О. Ольжич пытался убедить В. Телигу уехать из города,
но она категорически отказывалась: «Я из Киева во второй раз не поеду». Зная о
массовые аресты украинцев 7 февраля и о том, что гестапо устроило засаду в помещении
Союза писателей на Трехсвятительской улице, она 9 февраля пошла на
очередное собрание, где и была арестована.
За свои 35 лет поэтесса не успела издать ни одной собственной книги, все они
вышли посмертно («Душа на страже», 1946; «Флаги духа», 1947; «На чужбине»,
1947; сборник «Елена Телига», 1977); большая часть ее стихов потерялась.
Ю. Кузнецов
История украинской литературы ХХ ст. - Кн. 2. - К.: Лыбидь, 1998.