Общепризнанно, что юмор - «одна из сильнейших, націкавіших
особенностей таланта И. С. Нечуя-Левицкого. Наиболее выразительно, наиболее колоритно эта
черта оказалась в его повести «Кайдашева семья"’я», в которой удивительно ярко передано национальный
колорит.
Описывая быт семьи Кайдашей, автор использовал средства народной
смеховой культуры, взяв с нее не только отдельные элементы, но и идейно-стилевую
многозначность народного смеха. В народной культуре смех разный: доброжелательный,
шутливо беззаботный, юмористический, лирический, элегический, грустный и даже
печальный, язвительный, сатирически-издевательский. Таким многогранным является смех и в
«Кайдашовой семь’й».
Первое, что привлекает внимание во время чтения повести, - это сочетание
лирического и юмористического пластов изображения. Тонкий лиризм и искрометный
юмор свойственны и языку автора, и
языке персонажей, а картины природы настраивают на спокойствие, тишину, радостное
восприятие мира и тем самым контрастируют с непокоєм в семье Кайдашей,
усиливают нелепость споров и ссор.
Каждая ситуация в произведении имеет двойной характер. Так, в частности, приключения
п’каменного Кайдаша вызывают то
доброжелательный, жизнерадостный смех, то печальный. Смех высекают и
реплики Кайдашихи, которая на людях, чтобы показать свою близость к помещикам,
употреблял оборот «вас», за что его и дразнили «госпожа
економша».
Но старая Кайдашиха - тоже жертва тогдашней жизни, поэтому ее постоянные
драки и ссоры с невесткой вызывают сатирический смех, и не потому, что все
заканчивается трагически (Матрена виколола свекрови глаз), а потому, что не может быть
конца вражды во враждебном обществе.
Остроумные сравнения, пословицы, поговорки вияскравлюють авторскую позицию,
несут тоску по лучшей жизни и является средством осуждение всего, что деморализует
человека, убивает в нем человеческое. Когда их мало, Нечуй-Левицкий использует
прием контраста, который создается несоразмерностью между высоким стилем
народно-героического эпоса и ничтожным змітом ситуации.
Такова природа смеха в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева
семь’я».