Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ЛЕСЯ УКРАИНКА
Философские драмы Леси Украинки

Мне неважно, что бог один на небе,

три, триста, хоть и мириады.

За одного не хочу умирать:

ни за царя в неведомом эдеме,

ни за тиранов на горе Олимпе,

довольно с меня рабства на семь мире.

Леся Украинка



Максим Рыльский, анализируя творческое наследие Леси Украинки, оставил нам такие размышления: в самом характере Леси, которая, к тому же, через тяжкий свой недуг часто вынуждена была оставаться наедине со своими мыслями,был очень сильный наклон к мышлению диалектики. Эта диалектика служила кристаллизации мысли талантливой писательницы и особое проявление нашла в ее драматической творчества.

Закономерно поставить вопрос: какое место занимает драматургия в богатом и многообразном творческом наследии поэтессы? Учитывая литературную критику, ответ может быть такой: драматургия ;- то наивысшее достижение Леси Украинки, наивысший взлет ее могучего поэтического таланта.

Первые драматические произведения появились в последние годы XIX века, а под конец жизни они стали доминирующими в литературно-творческой деятельности автора: всего за 18 лет писательница написала более 20 таких произведений, которые по своему объему значительно превышают объем всех ее лирических и эпических произведений, вместе взятых.

Обращение к драматургии как жанра было обусловлено внешними обстоятельствами и внутренними потребностями индивидуальности Леси Украинки. В творческих поисках наиболее подходящей формы для выражения идей и чувств писательница закономерно пришла к драматургии, точнее - к созданию таких драматических жанров, которые давали ей возможность раскрыть большие человеческие страсти, зажигательную борьбу убеждений, мыслей, стремлений. Именно ф оригинальных драмах, драматических поэмах и диалогах полно проявился его могучий художественный гений, ее острый философского склада ум, ее необъятная широта видения мира.

Возьмем как пример драматическую поэму «В катакомбах». Это произведение называется одним из величайших в мировой литературе. Действие поэмы отнесено к II века христианской эры. Место действия - подземелья. Главные герои - епископ и патриция, диакон и диаконис, старые и молодые рабы и рабыни. Среди них - мужественный раб-Неофит. Получается, что Леся придерживается исторической достоверности в раскрытии проблем давно минувших лет. И то только на первый взгляд. Хотя в поэме нет (ни одного намека на ее связь с современностью, однако она полностью направлена на отечественную действительность, в частности в ней отражено события 1905 года, вошедшие в историю под названием «кровавое воскресенье». В одном из писем, датированном 1906 годом, писательница, вспоминая работу над поэмой, отметила: «Я давно думала над тем, что нынешняя форма христианства является логичным и фатальным следствием Его найпервіснішої формы... Как появился на свет епископат и первые начатки церковной иерархии, с тех пор епископы заговорили своеобразным языком, что сохранилась вплоть до современного архірейства...» их язык льстивое, она, по сути, является гнусной проповедью смирения и рабской покорности. Неофит - раб разоблачает лживость и лицемерие епископа. Он приходит к отрицанию религии и провозглашение свободной жизни:

...Я пойду за свободу против рабства,

Я выступлю за правду против вас...

Резкой критике христианство претерпело и в «Вавилонском плену», и в «На руинах», «Три минуты», и других произведениях. Новый взгляд на Гуду подает Леся в драматическом этюде «На поле боя». Предателя Христа она изображает как циника, который продал своего учителя как товар.

Следует отметить, что мировые темы и проблемы драматург всегда раскрывала по-своему. Для этого она пользовалась образами из древнего мира из далеких краев как большими обобщениями. Доказательством этого является произведение «Каменный хозяин», где талантливая писательница согласно своей философии создает образ Долорес которые просвет между каменными облаками и различными призраками, которых много в пьесе. Сильнейшие вещи Леси - «Оргия», «Лесная песня», «Боярыня». Произведения свидетельствуют о том, что автора интересовали разные проблемы: патриотизм людей, в котором не надо искать проявлений национального эгоизма; любовь к природе; противоречие между человеческой чистотой, душевным качеством и красотой и мещанством, ограниченность; опустошение человеческих душ и все такое.

О чем бы не писала Леся, повсюду ощутимое проявление ее таланта. Драматические произведения писательницы можно назвать ее таланта. Драматические произведения писательницы можно назвать ее бриллиантовым венцом, в котором отразились разными красками ее философские помыслы.