Буддизм (санскр. buddha - просвещенный, пробужденный) - древнейшее религиозно-философское учение, которое проповедует избавление от страданий путем прекращения желаний и достижения "высшего просветления" - нирваны. Основатель Б. - Сидхартха (VI в. до н.э.), который стал Буддой ("Просветленным"). Учение было реакцией на брахманську религию, провозгласило равенство всех, независимо от касты и сословия. Впоследствии произошло его сближение с индуизмом. Б. благодаря монахам-миссионерам распространился по всей Юго-Восточной и Центральной Азии, захватив часть Сибири. В начале н.э. Б. разграничилось на две большие ветви: хінаяну (малое колесо закона) и махаяну (большое колесо закона). Религиозно-философская литература Б. уникальная по масштабности и разнообразию. Она включает произведения на языке пали, санскрита, а также тибетской, китайской, японской и др. Основное ядро палійської литературы - буддийский канон "Тіпітака" ("Три корзины учений"), составленный между V и III вв. до н.э. Он имеет три отдела: Виная, Сутта и Абхідгамма. Первый отдел - "Виная-питака" - содержит правила поведения, обязательные для членов буддийской общины. В свою очередь "Виная-питака" состоит из трех частей: "Сутта-вібханга", "Кхандхака", "Парівара". Второй, наиболее знаменитый отдел "Тіпітаки" - "Сутта-питака". Эта часть Канона содержит в себе прозаические диалоги, стихотворные отрывки, легенды, афоризмы. "Сутта-питака" состоит из пяти частей - никай. Особое значение в литературно-художественном отношении имеет пятая часть - "Кхуддака-никая". Ее составляют шедевры буддийской прозы и поэзии (15 самостоятельных произведений). Самыми выдающимися из них считаются "Дгаммапада", "Сутта-ніпата" и "Джатаки". "Дгаммапада" - одна из самых популярных книг в странах распространения Б. Она содержит 423 стихи-афоризмы, разделенная на 26 глав. Основные темы этих стихов - добро и зло, старость и смерть, мудрость, счастье. "Сутта-ніпата" - одна из старейших частей Канона. Эта книга описывает эпизоды из жизни Будды, его проповеди о преодолении эгоцентризма, жадности, ненависти. "Джатаки" - это собрание около 550 рассказов, легенд, сказок о предыдущих существования Будды. Это наиболее сюжетная часть Тіпітаки, в которой заметен сильное влияние фольклора. Каждый рассказ в "Джатаках" начинается со вступления, где сообщается об обстоятельствах жизни Будды, которые заставили его рассказать очередную историю о перерождении. В рассказах использованы традиционные для индийской литературы приемы: сочетание стихов и прозы, обрамление, участие животных, что говорят и действуют, как люди. Третий, последний отдел буддийского Канона, составляет "Абхідгамма-питака", в которой в метафизическом и этико-психологическом ракурсах рассматривается проблема дгамми. "Абхідгамма-питака" состоит из семи трактатов, в которых поднимаются те или иные проблемы буддийской философии. Иногда в Канон на языке пали включают "Мілінда-паньху" ("Вопросы царя Мілінди") - шедевр индийской прозы. Это диалог между буддийским наставником Нагасеною и греческим царем Менадром, правившего в долине Ганга в II в. до н.э. С начала н.э. языке буддийской литературы стал санскрит. Каноническая литература на санскрите известна недостаточно и представлена чаще всего в фрагментах ("Махавасту", "Лалітавастара"). В древнейших санскритских текстов принадлежит "Аштасахасріка-праджняпараміта" ("Восемь тысяч строф о совершенной мудрости") - около i в. до н.э., где говорится о мистические духовные совершенства бодхисаттвы. В центре буддийской индийского литературы стоит имя Ашвагхоші (II в.н.э.), автора поэм "Саундарананда" и "Будхачаріта". К IV в. н.э. относится творчество Ар'яршури, автора "Джатакамали". Особенностью буддийского учения является его практическая направленность. Б. выдвинул как центральную проблему бытия личности. Основное содержание буддийских книг - практическая доктрина "спасения" или "освобождение". Она изложена в учении о "четырех благородных истинах": существует страдание (духкха), причина страданий (тришна), состояние освобождения от страданий (нирвана) и путь, ведущий к освобождению (марга). Б. принимает концентрацию перерождения (сансара). Смерть - не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни. Б. отрицает существование души как неизменной духовной сущности. Б. оказал большое влияние на литературу, искусство стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. В средние века через литературные контакты Б. влиял на культуру народов Сибири, Средней Азии, арабских стран. Некоторые буддийские по происхождению легенды становятся известными в Европе, в том числе и на Руси ("Повесть о Варлааме и Йоасафа"). В ХІХ-ХХ вв. влияние Б. на литературный процесс ощущается не только в тех странах, где он стал важным элементом национальной культуры, но и в творчестве некоторых писателей и идеологов Запада. Буддийская философия сменяемости, согласно которой жизнь - не что иное, как ряд проявлений, становлений и разрушений, - зародыш эволюционизма А.Бергсона ("Энергия духа"). Учение Будды о карме перекликается с "волей" А.Шопенгауера, теория "я" Нагасени напоминает выводы Д.Юма. Влияние Б - ощутим в творчестве Г.Гессе, Б.Брехта, Л.Толстого, Ф.Тютчева, К.Бальмонта, Н.рериха. Б. оказал определенное влияние и на украинскую литературу. Наиболее ярко это проявилось в творчестве И.франко (диссертация "Варлаам и Иоасаф", переводы из "Сутта-ніпати" "Мара и Будда", "Богач и мудрец", "Песня про правду и неправду", с "Дхаммапади" в сб. "Мой Измарагд", буддийские мотивы в "Увядшем листе"). Буддийские влияния (Будда, нирвана, карма) ощутимы в стихах П.Карманського ("Просві-чения Сідартха"), Б.Лепкого ("Миров бездонные океаны"), поэтов-символистов, Яра Славутича ("Ганга"), в повестях О.Бердника ("Чаша Амриты", "Вогнесміх"). Некоторые тексты Б. В переводе П.Ріттера ("Дгамапада", "Сутта-ніпата", "Джатаки" и др.) опубликованы в издании "Голоса древней Индии" (М, 1982).
|
|