Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

НИКОЛАЙ КУЛИШ
Николай Кулиш - гений украинской драматургии

Немного времени отвела судьба Николаю Кулишу для творчества: сложное детство, участие в Первой мировой войне, исторические условия существования тогдашней украинской литературы... Жизнь художника трагически оборвалась в 1937 году - Николая Кулиша было расстреляно. Однако драматург вошел в литературный процесс не просто как талантливый писатель, а как гений искусства слова, нововідкривач в театральном искусстве.
Из творческого наследия Николая Кулиша четыре произведения по праву считаются шедеврами - это «Мина Мазайло», «Маклена Граса», «Народный Малахий» и «Патетическая соната». Первые три были поставлены в театре Леся Курбаса, «Патетическая соната» некоторое время шла в русском переводе в Москве.
«Мину Мазайло» часто называют филологическим пьесе. В произведении изображен процесс так называемой украинизации. Конечно, после всех притеснений, которые понесла украинская речь и культура на протяжении почти двух веков, «украинизация» была необходима не путем автоматического перевода каких-то названий, а путем последовательного и органического национального возрождения, которое, безусловно, заняла бы не один год, но в конце концов дало бы свои плоды. Лучшая позиция властей в этой ситуации была бы, как говорят, «хотите помочь, то не мешайте». Но, как всегда, получилось не так, как думалось. Ибо формальная украинизация не изменила этажности и провинциальности некоторых украинцев, которым столько лет втолковывали, что быть украинцем стыдно, вплоть до того доходило, что пытались законодательно утвердить, что украинцев не существует! (Вспомним по этому поводу Эмский указ 1876 года, в котором так и было написано: украинского языка не существует, она является искаженным диалектом русского. Хотя разговаривал тем «искаженным диалектом» даже на то время не один миллион людей!) Так, в семье Мины Мазайло на почве этой украинизации и разворачиваются настоящие филологические и морально-этические баталии. Отец семейства хочет сменить фамилию, выучиться правильного русского произношения и навсегда забыть свои корни, свой род, своих предков как страшный сон, что якобы не давал ему добиться успеха в карьере и общественной жизни. Тетя Мотя из Курска является российским шовинизмом «во плоти», она твердо уверена, что «прілічнєє бить ізнасілованной, нєжелі українізірованной». Дядя Тарас из Киева и сын Мини Мокий хотя и выступают якобы за украинское, однако вызывают почти сразу своими радикальными взглядами в сочетании с провинциальностью, мелочностью души, отсутствием человеческого облика.
«Народный Малахий» является очень глубоким произведением, открытым для интерпретации. Малахий, услышав «Интернационал», увидев перед глазами «голубую даль социализма», забывает о семье, о себе самом и отправляется в Москву с проектом «немедленной реформы человека» и Украины. Напівшизофренічним представляется образ Малахия - он направляет верующего крестьянку до «Нового Иерусалима» (то есть в Москву, в мавзолей), агитирует за свои взгляды всюду, куда попадает, не умиляется даже тогда, когда его дочь ради спасения отца доходит сначала к проституции, а затем и к самоубийству. Интересно, что образ этого человека, который ради «голубой дальше социализма» забывает об элементарном человеческом, не видит реального мира и реальной жизни, ставит свои утопические идеи выше религии, - напоминает нам персонифицированные в конкретную личность исторические события... не за это произведение так строго запрещали?..
«Патетическая соната» является удивительным произведением. В нем М. Кулиш «собрал» все типы героев, которые только могли встретиться в 1917-1919 годах. Молодая девушка Марина (олицетворяет стремление к самостоятельности нашего государства), ее отец Ступай-Ступаненко и поэт Илья Юга (украинская интеллигенция), белогвардейцы, сторонники монархии, большевик Лука (образ, похожий на Тагабата с «Я (Романтика)» Г. Волнового)... Все эти люди собрались под крышей одного дома, под «крышей» одной пьесы. Важно, что и композиция произведения является во многом новаторской - М. Кулиш и действительно достигает эффекта музыкального звучания слова, музыкальности всего произведения.
По упоминаниям жены писателя, М. Кулиш требовал, чтобы в доме не было шума, когда он работает. Единственные звуки, которым он позволял звучать, игра на фортепиано, играла его дочь и часто она выполняла именно «Патетической сонату» Бетховена. Наверное, эти звуки нашли резонанс с душой драматурга. Так же, как во все времена драмы Николая Кулиша находили и будут находить резонанс с душами и - что важно! - с умом украинских читателей.