Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Словарь литературоведческих терминов

СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРЯ

"Литературно-научный вестник"' - ежемесячный литературно-художественный и научный журнал, самое авторитетное всеукраинское периодическое издание европейского типа, что сыграло исключительно важную роль в развитии национального писательства, эстетической мысли, искусства в целом, в объединении разделенных границами писательских сил, в утверждении национально-патриотических идеалов, подъеме украинской литературы на европейский уровень. Журнал возник в 1898 на базе двухнедельника "Заря" и ежемесячника "Жите и слово" по инициативе м. Грушевского как издание Научного общества имени Шевченко, с 1905 - "Украинско-русского издательского союза". В состав редколлегии первого, львовского, периода существования "Л.-н.в." входили, кроме Грушевского (главный редактор), и. Франко, О.Маковей, О.Борковський (впоследствии вместо двух последних до редакции было введено в. Гнатюка). Фактически основную роль в формировании издания, выработке и реализации его программы, в сплочении авторов, в редактировании материалов журнала львовского периода сыграл Франко. Ему принадлежат многочисленные художественные произведения (стихи из цикла "Из дней печали", поэма "Лесная идиллия", повести "Boa constrictor", "Перекрестные тропы" и др.), литературно-критические статьи о т. Шевченко, Марка Вовчка, Ю.Федьковича, Конисского, Лесю Украинку, М.старицкого, В.самийленко, П.Грабовсько-го др, цикл публикаций под заголовком "Из чужих литератур", научные исследования "Из секретов цоетичної творчества", "Из последних десятилетий XIX в.", публицистические выступления на злобу дня ("Дуновениями весны в России, "Кое-что о нашу прессу", "К истории социалистического движения" и др.), десятки рецензий на новые произведения украинских писателей, много переводов произведений П.Верлена, А.Доде, Е.Золя, Д.Лілієнкрона, Г. д'аннунцио, Ж.Мореаса, В.Гюго и др. Со своими произведениями в издании выступали другие члены редколлегии: М.грушевский, О.Маковей, В.Гнаткж. "Л.-н.в." объединил писателей обеих частей Украины - как старшего (Анна Барвинок, О.Кониський, Д.Мордовець, Нечуй-Левицкий), так и младших поколений (Леся Украинка, М.Вороний, б. гринченко, Людмила Стариц-ка-Черняховская, Екатерина Гриневичевой, Б.Легший, В.Стефаник, М.яцкив, г. хоткевич, Ольга Кобылянская и др.), печатал произведения писателей, представляющих различные литературные направления (реализм, модернизм, символизм и т.д.), но выступал против упадочнических течений, теорий безыдейности искусства, отстаивая национально-гражданское призвание литературы. В этот период существования журналу пришлось одолевать немалые трудности, учитывать на цензурные условия, которые существовали в России, куда сначала он доходил. Принципы, что их утверждал журнал в львовский период существования (1898-1906), были развиты, в определенной степени модифицированы в соответствии с новыми обстоятельствами в Киеве (1907-14), что было возможным вследствие ослабления цензурных преследований украинского художественного слова. В Киеве к редколлегии "Л.-н.в." вошли Александр Олесь, Людмила Старицкая-Черняховская (1912-14, редактор), в. Леонтович и др. В журнале основное место заняли произведения писателей Надднепрянской Украины (М-Коцюбинский, в. Винниченко, Александр Олесь, М.Вороний, Христя Алчевская, Г.Чупринка, Липинский, Наталья Романович-Ткаченко, Валерия о'Коннор-Вилинская и др.). Здесь свои первые произведения напечатали п. тычина, м. рыльский. Главный бремя редакционного труда в киевский период "Л.-н.в." лег на плечи М.грушевского, который опубликовал на его страницах десятки художественных произведений, научных и публицистических трудов, рецензий. Параллельно с киевской редакцией существовала и львовская, которую возглавил М.Євшан (М.Федюшка): листы номеров "Л.-н.в." пересылались до Львова, здесь размножались и рассылались подписчикам. В начале 1-й мировой войны власти России запретили выход "Л.-н.в." (вместе со всеми другими украинскими газетами и журналами) как опасного для монархии издание. После свержения царизма "Л.-н.в." снова возродился (1917-19) под редакцией О.Грушевського, существовал как одно из изданий Украинской Народной Республики, пропагандировал идеи независимости молодого государства, способствовал развитию ее культуры. В это время, кроме упомянутых выше писателей, в нем выступали я. савченко, Н.ивченко, В.Дорошенко, публицисты М.Лозинський, Л и др. В послевоенное львовский период (1922-39) журнал объединил вокруг себя писателей, публицистов, историков литературы и искусства, которые в условиях поражения национальной революции пытались стимулировать литературно-художественный и научный процесс, выступали против притеснений различных форм национальной жизни народа. В редакционный комитет, кроме Гнатюка, вошли В.Дорошенко, Е.коновалец, Раковский, М.Галущинський, Ю.Павликовський. Возглавил его публицист и литературный критик Д.Донцов. Он поставил задачу сделать "Л.н.в." не только художественным, но и злободневным публицистически-политическим органом, сплотить вокруг него патриотические силы, различные художественные течения и направления, способные наметить пути борьбы за утраченную независимость. Кроме авторов, которые принимали участие в предыдущем периоде деятельности издание (в. Гнатюк, О.Маковей, П.карманский, О.Луцький и др.), выступила когорта художников, творчество которых приходится на 20-30-е; О.бабий, Наталья Левицкая-Холодная, Є.Маланюк, Олег Ольжич, Ю.Липа, Б.Кравців, О.Стефанович, Б.-І.Антонич и др. Журнал культивировал новеллистику, литературную критику, публицистику, мемуаристку. Среди самых примечательных - новеллы "Мария", "Сыновья" В.Стефаника, "Первые стрелы", "Село страдает", "Село вигибає" Марка Черемшины, реквием "Смерть повстанцев" В.самийленко, стихи "Воз и верь", поэзия в прозе "Мой родной край" Б.Лепкого, труда О.Грицая "Ольга Кобылянская", В.Дорошенка "Борцы за красоту и волю", воспоминание Софии Русовой "Дмитрий Маркович" и др. В области публицистики особенно выделялся Д.Донцов, статьи которого в яркой, эмоциональной форме, на богатом документальном материале освещали самые разнообразные события из жизни как Западной Украины, так и Приднепровья. В конце 1932 вместо "Л.-н.в." начал выходить "Вестник", редактируемый Д.Донцовим. Будучи, как указано в подзаголовке, "месячником литературы, искусства, науки и общественной жизни", журнал уделял меньше внимания художественному творчеству, К его достижениям этого периода относятся произведения е. маланюке ("Символ"), Елены Телиги ("Накануне"), Юрия Клена ("Январский Дионис", "Енгармонійність"), О.Стефановича (стихи из сборника "Кінецьсвітнє"), Олега Ольжича ("Пророк", "Лукреция"), литературно-критические публикации Луки Преде-ки ("Стефаник в литературной критике"), Дарье Віконської и др. 1938 журнал поместил письма В.Стефаника к Ольге Гаморак. Печатались произведения известных зарубежных писателей: "Вестник" подал в переводе на украинском языке стихи, новеллы, рассказы, литературно-критические работы Г.Радкліфа, Ж.-Ж.Флері, А.Беверлі и др. Одновременно с журналом выходил "Журнал "Вестника", в котором увидели свет труды д. донцова, М.Антоновича, Л.Мосендза, Д.Варнака и др. Под эгидой "Вестника" с 1934 выходила "Библиотека" -- серия публицистических трудов. Два выпуска "Л.-н.в.", выданные 1948-49 под редакцией Я.Шульги в Регенсбурге, в Германии, содержат ценный художественный и историко-литературный материал, в частности исследования В.Дорошенка об истории этого издания от 1898 до 1930. Журнал подавал и материалы по библиографии, информацию о хронику, текущие события. 1994 стараниями С.Пінчука вышел в Киеве новый журнал под названием "Литературно-научный вестник" с намерением продолжить традиции издания.