Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ПАВЕЛ ТЫЧИНА
Гармоничная двоїна искусства молодого П. Тычины

Павел Григорьевич Тычина пришел в литературу на рубеже эпох. Конец XIX - начало XX века был обозначен устоявшейся идеологией в литературе и в то же время поисками новых художественных средств. Писатели старшего поколения отстаивали мнение о том, что литература должна изображать реальных людей и реальные события. В противовес теориям зеркально отраженного изображения жизни приходят поиски новых форм, новых моделей литературного искусства.
Вот в такое непростое время в литературу пришел Павел Тычина и уже первым сборником заявил себя самобытным, не похожим ни на кого поэтом.
Первые поэтические опыты молодого Тычины приходятся на годы обучения в семинарии. Его душа открыта к Богу, но должность священника - это не его внутренняя потребность. Юношу манит мир музыки, поэзии, живописи. Свою музыкальность, чувство красоты мира, его многоголосие Тычина воспроизвел в каждом стихотворении сборника «Солнечные кларнеты», которая сама стала воспроизведением гармонии Божественных сфер.
Молодой поэт познакомился с дочерьми литературоведа и педагога Ивана Коновала Полиной и Инной. Юноша влюбился в старшую сестру Полину, но девушка чувствовала до худощавого, неуклюжего, непрактичного поэта лишь симпатию и дружеские чувства. Зато младшей сестре Инне Павел запал в душу. Так образовался классический треугольник, в котором было много не только любви, но и внимания, уважения, взаимопонимания. Сердце Тычины принадлежало Полине, но Инна тоже была для него дорогим человеком. В поэтическом воображении мечтательного юношу обе сестры сливались в идеальный образ любимой женщины. Лиричность расщепленного сердца вылилась в стихи «О панно Инно», которым зачаровувалися художники и простые читатели.
Это первая любовь закончилась внезапно: Полина вышла замуж и была счастлива в браке, а Инна умерла молодой от чахотки. Ни одна из сестер не догадывалась, что в каждой из них он видел и любил другую. Но эта раздвоенность не нарушала душевного баланса и гармонии Вселенной, потому что сама была гармоничной.
Сборник «Солнечные кларнеты» произвела большое впечатление на читателей своей неординарностью. Она отличалась в том художественном многоголосии, с ней связывали расширение горизонтов национальной литературы. Это была новая поэзия, которую можно было понимать и толковать однозначно. Даже название «Солнечные кларнеты» имеет довольно широкую амплитуду толкования. Сам поэт связывал название сборника с образом Бога-творца. В самой сборке лирический герой воспринимает мир как христианин, в подсознании которого живут языческие образы. В поэме «Золотой гомон» рядом с Богом, который сеет зерна хрустальной музыки в храмы человеческих душ, действует апостол Андрей Первозванный. И тут же возникают образы предков-солнцепоклонников. Действительно, в произведениях Тычины присутствует двоїна: библейский сюжет о подвиге Христа на Голгофе, о муках Пресвятой Богородицы перекликается с трагическими событиями революционных лет и муками матери-Украины (поэма «Скорбящая мать»); образ Творца сочетается с пантеистическим солнцем славянских богов, с музыкой сфер.
В следующих сборниках продолжаются проявления Тичинівської двоїни, которая постепенно перестает быть гармоничной. И тогда Украина потеряла великого поэта, а Советский Союз получил апологета власти, у которого, по словам Есть. Маланюка, вместо солнечного кларнета разрисованная дудка осталась. И Евгений Маланюк жил за границей и не знал, как это - идти за гробом Николая Хвылевого или спать, не раздеваясь, и всегда держать в прихожей чемодан с вещами на случай, если ночью постучат в дверь энкаведисты. Не знал поэт-эмигрант, как это - терять собственную душу, жить в золотой клетке славы и почета и не иметь возможности даже намеком сказать, что чувствуешь.
Трагедия Тычины - это трагедия раздвоенной души, которая потеряла равновесие и гармонию.