Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



10 КЛАСС
СОЧИНЕНИЯ ПО УКРАИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ВАСИЛИЙ СТЕФАНИК
Взаимосвязь всего сущего на земле (за новеллой В. Стефаника «Каминный крест»)

На рубеже ХІХ-ХХ веков в литературе и искусстве в целом утверждается новый стиль - экспрессионизм (фр. expression - выражение). В украинской литературе его основал В. Стефаник, традиции которого поддержали Тодось Осьмачка, М. Кулиш, О. Довженко, в сценическом искусстве - Лесь Курбас.

Представители импрессионизма стремились найти общую основу в человеке, животном и растении, то есть в том, что создал Бог. Основные мотивы их произведений многогранны: внимание до простого человека-труженика, поиск корней человеческого зла, уверенность во временном отсутствии добра; смысл страдания и смерти человека; параллельное существование прекрасного и уродливого; готовность помочь ближнему; взаимосвязь всего сущего на Земле. Проблемы решались на страницах произведений как малых, так и больших эпических жанров. Экспрессионисты имели целью возродить давнюю истину: «...нельзя даже сорвать цветок, чтобы при этом не встревожить зари, ибо весь Космос является неразрывной целостностью».

Лучшим образцом произведений, написанных в стиле экспрессионизма, можно назвать новеллу В. Стефаника «Каминный крест», написанную на основе событий 1890-1910 гг., когда беспросветные нищета гнали галицких крестьян в эмиграцию в Америку. Проводы на чужбину напоминают писателю, выходцу из Западной Украины, похороны с массовым плачем. Параллельно с проблемой эмиграции, которую автор осуждает, В. Стефаник как мастер психологической новеллы, следуя модернистские тенденции, «сотворил себе свой мир» и на страницах новелл изобразил жизнь галичан, нарушил философскую проблему о связи всего сущего на земле.

Главный герой новеллы - Иван Дидух. Вместе с лошадью и телегой он оставляет «за собой следы колес и копыт». Это крестьянин-труженик, который обрабатывает горб, что держит его на этой Земле. Всю жизнь Иван работает, запрягши себя рядом с лошадью. И хотя работа на горбу истощала его силы, она приносила ему радость и счастье: Иван любил свой горб и пытался превратить его в плодородную ниву.

Но, вспахивая землю, Иван Дидух нарушал окружающей среды: «придорожное травы и ботвы качалось, вихолітувалося на все стороны за телегой и сбрасывало росу на те следы», которые уничтожают целостность. Символический образ чертополоха, который впился в ногу крестьянина, олицетворяет проклятие Земли людям за нарушение гармонии в природе.

В произведении речь идет о параллельном существовании добра и зла, прекрасного и безобразного. Уродливое помогает обнаружить красоту и колорит настоящей жизни, оно намекает на причины человеческих страданий. Автор не идеализирует главного героя, и в то же время относится к нему с симпатией - тень Ивана на холме сравнивается с тенью великана. Но его тень «продвигается нивами и заслоняет им солнце». Кажется, крестьянин понимает целостность мира, поэтому и выполняет миссию, возложенную на него Богом. Если это так, то и он, простой крестьянин, - творец Вселенной.

Иногда Иоанн изображается уродливой: «тяжелый труд пригнула его к земле», он выглядит так, «как бы два железные краки взыскивали его туловище к ногам». В новелле - отчетливый намек на первородный грех первых людей, которые на пути к цивилизации теряли контроль над своими действиями, объявляя себя хозяевами на этой Земле. Уместно здесь вспомнить слова Бога, обращенные к Адаму, когда последнего выгоняли из Рая: «Проклята земля за тебя. Тяжелым трудом живитимешся из нее во все дни жизни твоей. Тернии и чертополох будет она тебе рожать... В поте лица твоего будешь есть хлеб, пока не возвратишься в землю, из нее тебя взяли».

В этих строках - глубокий философский смысл, размышления о настоящей жизни, где переплетено хорошее и гадкое, о причине человеческих страданий, о человеческой жизни, которое может быть ярким только при условии единства с окружающей средой, о единении физического и духовного.

Проблема, обозначенная в теме произведения, еще больше обостряется, когда Дидух вместе со своей женой решает поехать в Канаду. Отъезд на чужбину еще больше нарушает связь с окружающей средой: исчезает ощущение единства с Космосом, родной землей, людьми. Ивану кажется, что он «каменеет». Образ-символ камня трактуется литературоведами как омертвение души. «Одна слеза катилась по лицу, как перла по скале». Если Дидуха воспринимать как камень, то жемчужина, которая в художественной литературе отождествляется с чем-то чистым, хрусталем, - символ того духовного, которое катится по мертвом камне.

Драматизм переживаний главного героя усиливается искусно подобранными элементами: тоскливое пение со старым Михаилом, танец с женой, каменный крест на холме. От этих деталей стынет сердце и на душе жутко.

Иван и его жена хорошо понимают, что все эмигранты, покидая родные места, навсегда теряют идентичность, а борьба, которую они ведут за пределами своего государства, безуспешная. Это ощущение вызывает невыразимую боль, глубину которого автор передает словами: «целая хата зарыдала, как бы облако плачу, что нависла над селом, прорвалась». Уместно подтвердить предыдущую мысль словами О. Кобылянской, по свидетельству которого, между словами этой новеллы «тиснулись крупные слезы, словно жемчуг», которые спадали на лицо окаменевших крестьян, что теряли связь с родной землей.

Таким образом, В. Стефаник в новелле «Каменный крест» показал, что основная причина человеческих страданий в действиях самого человека, если человек нарушает космическую целостность, ей никогда не увидеть рая в своем крае.