Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Сочинение

ВЛАДИМИР ВИННИЧЕНКО
Драматургия В. Винниченко

Владимир Винниченко вошел в историю украинской литературы не только как талантливый прозаик, но и как выдающийся драматург. Написанные им двадцать четыре пьесы были для украинского театра революционными как по тематике, так и по драматургической техники. И это была на то время насущная потребность. Прошел блестящий романтический и социально-бытовой «театр корифеев», прошел социальный театр Ивана Тобилевича (Карпенко-Карого) - возник запрос на очередное обновление. Тем более, что на европейских сценах утвердилась «драма идей», дискуссионная драма. Винниченко поддержал диалог.
Две пьесы понравились мне больше всего: «Черная Пантера и Белый Медведь» (1911) и «Закон» (1924).
«Черная Пантера и Белый Медведь» - это авторские размышления над тайнами художественного сознания, над тем, как она совмещает (или взаимоисключает?) земное, бытовое - и небесное, божественное. Упомянутая пьеса - это «драма идей», ибо в этом произведении символами идей есть вполне конкретные персонажи: Рита (Пантера), жена художника Корнея Каневича, - и Снежинка, актриса Парижского театра. Черное и Белое. Черное, как пантерячий силуэт, - и такое же органично земное, естественное. Белое, как мрамор или снег, - и такое же холодное и неподвижно совершенно. Авторский подтекст очевиден (говорят сами имена персонажей): Белый Медведь (Корней) - близкий Пантере (Рите), потому что «одной крови», потому что они - семья и страстно влюбленные мужчина и женщина, потому что имеют сына Лесика («медвежонок» - как говорит Рита). Но Белый Медведь не чужой и Снежинке, поклонницы «искусства, свободного от пеленок», потому что он - Белый. Это не только игра слов. Душа у Корнея (в переносном, метафорическом смысле) - действительно черно-белая. Как отец Лесика, он не может не помочь смертельно больному маленькому сыну и должен найти деньги на курортную поездку в Италию, климат которой поможет ребенку. Как художник, который должен реализоваться, он не может продать незаконченной картины и выручить за нее спасительные деньги на поездку, потому что против этого вопиет вся его природа художника, для которого эта картина - точно второй ребенок (тема ее - «Скорбящая Мать», а позировали Рита с Лесиком). И пока Корней колеблется - Лесик умирает. Казалось бы, Снежинка выиграла поединок: художник победил отца. Только отец почему-то кажется побежденным. Да и не такой зверь Пантера, чтобы отдать - хоть бы и искусству! - то, что любит. Корней и Рита уничтожают друг друга так же страстно, как и любят. Корней убил Ритине дитя - Лесика, Рита убивает Корнієве - полотно. А разрезав картину-ката, отправляет на тот свет вслед за Лесиком и себя, и Корнея... Судейскую мантию драматург набрасывает на читателя...
Другая, не менее драматическая пьеса - «Закон». Речь идет о суровый нравственный и физиологический закон, который не имеет исключений: материнский долг и материнская любовь - едва ли не самая мощная жизненная сила. Экстравагантная героиня пьесы - Инна - силится бросить вызов этой силе. Она не может иметь детей, но очень хочет создать полноценную семью, которую такой, по ее убеждению, делает именно дитя. Инна навязывает мужчине свой план: он должен найти (взять за личную секретаршу) девушку, соблазнить ее, чтобы она, забеременев и родив, была вынуждена покинуть младенца. Суррогатная мама получит компенсацию и поедет прочь, а счастливая семья будет воспитывать наследника. Сначала план сработал: нанятая на работу молоденькая секретарша Люда действительно влюбилась в профессора Мусташенка и выносила его ребенка. Однако Инна не учла, что Люда не лишена материнского инстинкта и не захочет отдать свою кровинку. Построенный счастливый домик оказывается карточным и разрушается. Природу не победишь, если она - здоровая. Инне хватает мудрости понять это и отойти в тень, чтобы дать покой и надежду будущей молодой семье.
Итак, как видим, коллизии современных сериалов Винниченко предусмотрел почти век назад. И то, что сейчас растянут на много-много вечеров, сумел уместить в одной пьесе. Может, поэтому я так не люблю смотреть сериалы...
Приятно, что сейчас за некоторыми драматическими произведениями Владимира Винниченко сняты телеспектакли и фильмы. Просматривая их, можно удостовериться в том, что драматургия этого писателя не только в начале века была оригинальным и интересным явлением, но и в наше время остается неповторимой и волнующей.