Благословенна будь,
Моя нетронутая девица
Десно!
О. Довженко
У каждого настоящего
мастера есть один или несколько самых дорогих ему произведений, подготовленных им детей. Это то,
чего художник не мог не сказать человечеству, - это его боли, самые сокровенные мысли,
выношенные и пережитые, пропущенные через сердце. Именно таким произведением для О.
Довженко стала киноповесть "Зачарованная Десна".
Тяжелого и грозного
1942 года на фоне страданий, горя, героической борьбы с фашизмом в памяти художника
всплывают и встают картины далекого детства.
О. Довженко в
киноповести на вопрос, что вызывает воспоминания о детстве, отвечает, что это -
"непобедимое желание... осознать свою природу... круг самых ее первоначальных
источников". Именно желание осмыслить природу и определило жанровые и стилевые
особенности произведения.
Прежде всего - это два
планы изображения. Первый план - показ детства Саши : его радости и заботы,
увлечение миром красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское
окружения.
Второй план - это
философское осмысление пережитого бытия человека.
Но о чем бы не вел
язык О. Довженко, каждое событие оценивается единственной меркой : эстетические критерии
художника определяются народной моралью и этикой, основу которой определяло
отношение к труду, крестьянин уважал трудолюбивую.
Живя в нужде,
сражаясь за копну сена, как то бывало у родственников малого Сашка, земледельцы, однако
высоко ценили человеческое достоинство, честность, трудолюбивые руки, поэтизировали
труд.
Окружение учило
будущего художника уважать простого крестьянина, оно открыло глаза и на талант
дяди Самуила, который "обкосив бы весь земной шар, лишь бы была трава и хлеб и
каша", и люди ценили его, прозвали Косарем.
С
особой любовью описывает автор своего отца, неутомимого труженика : "С
него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, он годился на все. Много
наделал, спас от воды, много земли перепахал..." в труде, В действии
раскрывается его духовный мир, гуманность.
В плену воспоминаний о
детские мечты Довженко поднимает завесу над первыми печалями и радостями. Здесь и
страх перед змеей, принятие "первого греха" за вырванную морковь, беседы с
дедом. Рано осознал Саша, что труд народ воспринимает как высокую нравственную
категорию. Критерии, которыми руководствуются дети, формируются на честности,
трудолюбия, душевной щедрости.
Поэтому нельзя без
волнения читать строки обращения к Десне, что сделала автора неисчерпаемо
богатым. Чудесный мир природы, единство ее с судьбой человека, с его жизнью, мир
растений, животных, заколдованная красавица Десна предстают перед читателями сквозь призму
детского восприятия, что переплетается с миром народных легенд, поверий,
сказок.
В киноповести
подаются пейзажи, которые глубоко поразили парня, отражая его духовный
мир. Среди них волшебная картина весеннего пробуждения сказочное путешествие на
сенокос. Природа в произведении - органическая часть мира, вне которого невозможно представить
полноценного раскрытия характеров, духовного мира человека.
"Печально и грустно
человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда вращаясь в самых дорогих
источников детства и юношества, ничего не видит она дорогого, незаурядной,
ничто не греет ее, не будит радости, ни человечного сумму".
Дай Бог нам любви
и немножко ума!
Елена Акульшина, м.
Керчь