Теория Каталог авторов 5-12 класс
ЗНО 2014
Биографии
Новые сокращенные произведения
Сокращенные произведения
Статьи
Произведения 12 классов
Школьные сочинения
Новейшие произведения
Нелитературные произведения
Учебники on-line
План урока
Народное творчество
Сказки и легенды
Древняя литература
Украинский этнос
Аудиокнига
Большая Перемена
Актуальные материалы



Творческие работы наших посетителей

Красота человека и природы в киноповести "Зачарованная Десна" Александра Довженко

Благословенна будь,
Моя нетронутая девица Десно!
О. Довженко
У каждого настоящего мастера есть один или несколько самых дорогих ему произведений, подготовленных им детей. Это то, чего художник не мог не сказать человечеству, - это его боли, самые сокровенные мысли, выношенные и пережитые, пропущенные через сердце. Именно таким произведением для О. Довженко стала киноповесть "Зачарованная Десна".
Тяжелого и грозного 1942 года на фоне страданий, горя, героической борьбы с фашизмом в памяти художника всплывают и встают картины далекого детства.
О. Довженко в киноповести на вопрос, что вызывает воспоминания о детстве, отвечает, что это - "непобедимое желание... осознать свою природу... круг самых ее первоначальных источников". Именно желание осмыслить природу и определило жанровые и стилевые особенности произведения.
Прежде всего - это два планы изображения. Первый план - показ детства Саши : его радости и заботы, увлечение миром красавицы Десны, сказочные рассказы деда, трудовое крестьянское окружения.
Второй план - это философское осмысление пережитого бытия человека.
Но о чем бы не вел язык О. Довженко, каждое событие оценивается единственной меркой : эстетические критерии художника определяются народной моралью и этикой, основу которой определяло отношение к труду, крестьянин уважал трудолюбивую.
Живя в нужде, сражаясь за копну сена, как то бывало у родственников малого Сашка, земледельцы, однако высоко ценили человеческое достоинство, честность, трудолюбивые руки, поэтизировали труд.
Окружение учило будущего художника уважать простого крестьянина, оно открыло глаза и на талант дяди Самуила, который "обкосив бы весь земной шар, лишь бы была трава и хлеб и каша", и люди ценили его, прозвали Косарем.
С особой любовью описывает автор своего отца, неутомимого труженика : "С него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, он годился на все. Много наделал, спас от воды, много земли перепахал..." в труде, В действии раскрывается его духовный мир, гуманность.
В плену воспоминаний о детские мечты Довженко поднимает завесу над первыми печалями и радостями. Здесь и страх перед змеей, принятие "первого греха" за вырванную морковь, беседы с дедом. Рано осознал Саша, что труд народ воспринимает как высокую нравственную категорию. Критерии, которыми руководствуются дети, формируются на честности, трудолюбия, душевной щедрости.
Поэтому нельзя без волнения читать строки обращения к Десне, что сделала автора неисчерпаемо богатым. Чудесный мир природы, единство ее с судьбой человека, с его жизнью, мир растений, животных, заколдованная красавица Десна предстают перед читателями сквозь призму детского восприятия, что переплетается с миром народных легенд, поверий, сказок.
В киноповести подаются пейзажи, которые глубоко поразили парня, отражая его духовный мир. Среди них волшебная картина весеннего пробуждения сказочное путешествие на сенокос. Природа в произведении - органическая часть мира, вне которого невозможно представить полноценного раскрытия характеров, духовного мира человека.
"Печально и грустно человеку, когда высыхает и слепнет воображение, когда вращаясь в самых дорогих источников детства и юношества, ничего не видит она дорогого, незаурядной, ничто не греет ее, не будит радости, ни человечного сумму".
Дай Бог нам любви и немножко ума!
Елена Акульшина, м. Керчь